В Мурманской областной думе состоялся круглый стол по проекту федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации». Мероприятие организовано комитетом регионального парламента по законодательству и государственному строительству.
Попытка сформировать законодательную базу по Российской Арктике имеет почти 20-летнюю историю. Намерений было много, столько же заходов, но конкретно работа по написанию закона об Арктической зоне РФ проявилось только сейчас. В 2013 году власти Мурманской области получили 3 разных варианта законопроекта, но, как отметил сейчас уже сенатор Игорь Чернышенко, все они страдают определёнными недостатками.
«Пока трудно оценить, на каком из вариантов можно и нужно останавливаться, - сказал Игорь Константинович. - Обсуждение этого законопроекта в рамках круглого стола очень важно, поскольку по всем трём Мурманская область претендует на вхождение в Арктическую зону целиком, в отличие от других субъектов. Нам важно, чтобы этот закон был не пустым, не рамочным. В нём должны быть прописаны экономические меры стимулирования хозяйствования в условиях Арктики, вопросы экологической безопасности, транспортной доступности и социальной защищённости людей, которые будут жить и работать в условиях Арктики».
Среди мер, которые обязательно должны быть учтены законно, Игорь Чернышенко назвал поддержку инновационной деятельности. В частности, предлагается освободить от некоторых налогов новые предприятия, которые внедряют новые современные технологии.
Также, по его мнению, необходимо предусмотреть меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, возможно, крупного несырьевого бизнеса. Третья позиция заключается в желании региона получить более чёткую ориентацию на то, что люди, проживающие в Арктической зоне, должны получить большую социальную защищённость.
По словам заведующего отделом экономической политики и хозяйственно деятельности в Арктике и районах Крайнего Севера ФГБУН Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН Виктора Селина Арктическая зона на протяжении многих лет всячески обделялась вниманием государства. Последние 10 лет это внимание стало появляться.
«Пусть это и рамочный закон, но это некая основа, от которой можно оттолкнуться, - сказал Виктор Степанович. - Вопросов к закону много. Один из них касается территорий, которые следует относить к Арктике. Ведь, если много отнесём, то можем получить обратную реакцию. Там много людей живёт - как им поможем и как будем выполнять обязательства?».
Но самая главная проблема, считает эксперт, - в законопроект не заложено никаких механизмов саморазвития. На Севере создаётся много финансовых ресурсов, которые все уходят корпорациям и в федеральный бюджет.
«Остаётся очень мало средств, - отметил Виктор Селин. - Ведь минеральные источники рано или поздно иссекают, и целые города оказываются брошенными. Для таких случаев, а это мировая практика, создаются специальные фонды за счёт богатой минерально-сырьевой базы. В сегодняшнем законе этот механизм начисто отсутствует».