По данным Росфинмониторинга, с начала нынешнего года объем сомнительных операций, связанных с выводом средств за рубеж, достиг 1,5 трлн рублей. Год назад соответствующий показатель составлял порядка 1 трлн рублей. Об этом рассказал источник, близкий к Центробанку. По его словам, маршруты движения «теневых» средств пролегают через страны Таможенного союза, Балтии, Гонконг, Кипр, Швейцарию, офшоры Великобритании и Нидерландов.
По данным ЦБ, за 1994-2012 годы из России было выведено $343,2 млрд. С начала 2013 года объем сомнительных операций, связанных с выводом средств, достиг 1,5 трлн рублей, что в 1,5 раза превышает показатель того же периода прошлого года. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к Центробанку.
К сомнительным операциям в платежном балансе Банк России относит в основном платежи российских организаций в пользу нерезидентов, заявленные цели которых явно не соответствуют действительным. При этом определенно нарушается налоговое законодательство.
Собеседник отметил, что в этих операциях особую роль играют фирмы-однодневки. 19 июня 2013 года экс-глава ЦБ Сергей Игнатьев в Госдуме объявил, что Банк России выявил сеть таких компаний, которые в 2010-2012 годах незаконно вывели из России как минимум 760 млрд рублей с нарушением валютного и налогового законодательств. Он заявил, что «создается впечатление, что вся эта сеть однодневок контролируется одной группой лиц».
По данным ЦБ, оборот российских банков с юрлицами-нерезидентами за пять месяцев 2013 года достиг 7,957 трлн рублей, из них 2,09 трлн - по кредитам нерезидентам, 1,911 трлн - по предоставленным им средствам и 2,13 трлн - по долговым обязательствам прочих нерезидентов (не государств и не банков).
- Значение Кипра как лидера вывода капитала из России существенно снизилось после кипрского кризиса, - комментирует начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. - Вывод капитала переместился на другие направления. В частности, Латвия в значительной степени заместила Кипр в части вывода капитала из России. Также из-за давления, оказываемого налоговыми органами США на такие классические офшорные зоны Европы, как Швейцария, Люксембург и Лихтенштейн, российские грязные деньги начинают все активнее перетекать в непрозрачные азиатские офшорные зоны, например в Сингапур и Гонконг.
Можно предположить, что рост незаконных финансовых операций связан с ростом налоговой нагрузки и ростом слабо контролируемых бюджетных расходов, говорит замдиректора департамента банковского аудита ФБК Роман Кенигсберг. Этим объясняется и интерес к странам, предоставляющим возможности по обезличиванию финансового потока и налоговые льготы, считает эксперт.
Участие банков в сомнительных операциях может стать причиной серьезных санкций со стороны регулятора. Так, на днях ЦБ отозвал лицензию у Махачкалинского городского муниципального банка (МГМБ) в том числе за нарушение «антиотмывочного» 115-ФЗ. Как указал в своем сообщении Банк России, МГМБ был вовлечен в проведение сомнительных операций, связанных с выводом денег за рубеж.
- Некоторые дагестанские банки не только продолжают заниматься своим классическим бизнесом - обналичиванием, но также являются каналом для незаконного вывода денег за рубеж, - говорит Осадчий.
Как сообщил первый замгенпрокурора Александр Буксман в ходе Международного банковского конгресса в июне, по факту незаконного вывода денег в 2012 году было возбуждено 300 дел, притом только одно из них направлено в суд. «Наибольшая доля выпадает на Северо-Западный федеральный округ (почти 1/3), часть зафиксирована в Уральском и Северо-Кавказском округах», - сказал первый замгенпрокурора. Как отметил Буксман, ст. 193 УК, предусматривающая наказание за невозврат средств из-за границы (лишение свободы на срок до трех лет при выводе за рубеж свыше 30 млн рублей), на практике не работает. «Преступления такого рода относят к небольшой степени тяжести, поэтому невозможно проводить следственно-оперативную деятельность, включать прослушку. Кроме того, срок давности привлечения к уголовной ответственности по данной статье минимален - два года. Отсюда невозможно активно использовать данную статью на фронте борьбы с сомнительными операциями», - сказал Буксман.
Центробанк предпринимает ряд мер для пресечения незаконного вывода средств. Так, регулятор обязал банки обеспечить повышенное внимание к операциям с участием белорусских и казахстанских контрагентов, а также направлять информацию о таких операциях в Росфинмониторинг и теруправления Банка России. Регулятор обеспокоен объемом средств, легализованных через эти страны посредством схем фиктивного импорта. По данным ЦБ, через Белоруссию в 2012 году было легализовано $15 млрд, через Казахстан - $10 млрд.
Еще одна идея Центробанка - создать в рамках Таможенного союза, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан, специальную структуру, которая займется контролем за соблюдением «антиотмывочного» законодательства. С такой просьбой в правительство Сергей Игнатьев обращался весной этого года (письмо было направлено первому зампреду правительства Игорю Шувалову). Игнатьев тогда отмечал, что Центробанк регулярно выявляет случаи масштабного вывода денежных средств из России с использованием фиктивных контрактов между отечественными и казахстанскими, а также белорусскими контрагентами. Деньги по таким контрактам направляются российскими компаниями и предпринимателями в страны за пределы Таможенного союза, указывает глава ЦБ.
Кроме того, Федеральная налоговая служба, Министерство внутренних дел и Центробанк займутся созданием общего черного списка, куда войдут компании, причастные, по мнению ведомств, к незаконным финансовым операциям. Храниться он будет на сайте Центробанка, и доступ к нему будет открыт для коммерческих банков.
- Независимо от маршрутов и технологий, факт вывода капитала, особенно в условиях либерализованного капитального счета, отражает дефицит возможностей для инвестирования внутри страны, то есть непростой инвестиционный климат, - говорит аналитик Альфа-банка Дмитрий Долгин. - Соответственно, для того чтобы снизить чистый отток капитала, который стабильно составляет 3-4% ВВП в год, нужно не придумывать новые барьеры для его выхода, а создавать стимулы для его притока - облегчать условия для ведения малого бизнеса через снижение административных барьеров, улучшать практику защиты интересов частных собственников бизнеса, повышать прозрачность таможни.