ФСТ подготовила поправки к закону о естественных монополиях, которые отбирают у ФАС функцию контроля сделок в этой сфере и угрожают другим полномочиям антимонопольщиков. Эти поправки, по пояснению ведомства, созданы в исполнение «дорожной карты» по развитию конкуренции. Так, в закон впервые вводится общая статья о целях и ключевых принципах регулирования: главным из них провозглашен рост конкурентоспособности России. Появилась новая статья, описывающая требования к инвестиционным программам естественных монополий: правительство теперь утверждает порядок их согласования для всех компаний этой сферы.
Новации произошли и в перечне полномочий федерального регулятора: он не только устанавливает цены, тарифы и методики их расчета (это сейчас полномочия ФСТ), но и контролирует сделки, а также следит за соблюдением стандартов раскрытия информации и правил недискриминационного доступа. Последнее относится уже к полномочиям ФАС. «В законопроекте написано, что правительство может определить несколько регулирующих органов, - поясняет источник в ФСТ. - Таким образом, в законопроекте речь о каком-то масштабном перераспределении полномочий между нами и ФАС не идет, мы предлагаем забрать себе только согласование сделок субъектов естественных монополий». По мнению службы, контролем недискриминационного доступа тоже должна заниматься ФСТ, а не ФАС, однако решение по этому вопросу будет принимать правительство. Законопроект направлен на согласование в Минэкономики, ФАС и Минэнерго, эти ведомства уже представили свои замечания. ФСТ рассчитывает провести согласительные совещания в правительстве во второй половине августа.
В окружении Игоря Шувалова официально не комментируют вопрос слияния ФАС и ФСТ. Источник в Белом доме рассказал, что по итогам результатов экспертного обсуждения господин Шувалов провел несколько совещаний в узком составе, на которых идея слияния «получила новые, более серьезные основания для рассмотрения». В частности, речь идет об «экономии бюджетных средств - с одной стороны, ФСТ запрашивает расширение штата сотрудников службы, с другой стороны - в области регулирования естественных монополий у ФСТ и ФАС есть очевидное дублирование полномочий».
В «Российских сетях» и «Газпроме» сообщили, что не сталкивались с дублированием функций ФАС и ФСТ. Представитель «Россетей» добавил, что объединение регулирования естественных монополий в одном органе является распространенной мировой практикой. Впрочем, источник в одной из естественных монополий полагает, что хотя это упростит административную практику, но может привести к тому, что одно и то же ведомство будет и регулировать монопольную отрасль, и исправлять нарушения этого регулирования.