Минфин России предложил внести поправки в статью 8 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Поправки обяжут банки раскрывать на своем сайте документально подтверждённую информацию о квалификации и опыте работы членов совета директоров, главы банка, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера и его заместителей, а также руководителей и главных бухгалтеров филиалов кредитной организации.
В том числе, кредитная организация будет обязана в установленном нормативными актами Банка России порядке раскрывать неограниченному кругу лиц сведения об образовании, специализации, учёной степени, и трудовой деятельности за пять лет, предшествующих дню назначения на занимаемую должность. Изменения на сайте кредитной организацией должны вноситься в срок, не превышающий трёх дней, следующих за днём получения документального подтверждения такой информации. В случае же нарушения банком порядка и сроков раскрытия информации, он будет нести ответственность, в соответствии с законодательством. При этом сами топ-менеджеры тоже будет нести ответственность в случае представления кредитной организации недостоверной информации о своей квалификации и профессиональном опыте работы.
Как отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке, «в настоящее время банковский сектор ещё не вышел на требуемый уровень развития конкурентной среды и рыночной дисциплины. Так, среди проблем банковского сектора остаются низкая ответственность владельцев и руководства банков за качество и устойчивость ведения банковского бизнеса, достоверность информации о состоянии банков, а также надежда на государственную поддержку в стрессовых ситуациях. Развитие справедливой конкуренции и повышение качества предоставляемых банками услуг является важным фактором развития рыночной дисциплины, в том числе расширение публикации банками объективной информации о своей деятельности, профессиональной квалификации и деловом опыте их руководителей».
Между тем, законопроект уже подвергся критике со стороны Минэкономразвития, которое опубликовало заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона. Так, отметили в МЭР, проектом нормативного акта не учитывается действие Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», который регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных. Согласно этому закону, обработка персональных данных допускается только в случае согласия субъекта данных на такие действия, так что в случае принятия озвученных Минфином изменений это может привести к затруднениям в правоприменительной практике. Кроме того, проект содержит указание на раскрытие «документально подтверждённой информации» о профессиональной квалификации и деловом опыте руководителей. Представляется неясным порядок документального подтверждения информации при её раскрытии неограниченному кругу лиц, так что указанная норма нуждается в дополнительной проработке.
Есть и другие нарекания: не ясны основания и цели раскрытия неограниченному кругу лиц документально подтверждённой информации, в частности, о дополнительном профессиональном образовании и служебных обязанностях в течение трудовой деятельности за пять лет. Проектом акта предусматривается установить, что кредитная организация в случае нарушения порядка и сроков раскрытия информации, несёт дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Вместе с тем, представляются не ясными сроки раскрытия такой информации.
При этом хотя минусы законопроекта озвучены, далеко не все их можно предусмотреть, пока он не принят и не начал функционировать на практике, отмечает председатель Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терёхин. И ситуация, когда, соблюдая новый закон, банк нарушает старый, порождает конфликт разных правовых норм, который надо разрешать путем редакции законопроекта. Технически закон может быть принят и без поправок, но его будет очень трудно и опасно исполнять.
Тем временем, проблема раскрытия персональных данных может быть решена несколькими путями, указывает партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Первый - это внесение изменений в закон об их защите, которые позволят банкам публиковать сведения о работниках без получения их согласия. Этот путь самый очевидный, но он потребует процедуры разработки новых законодательных норм и так далее. К тому же он существенно нарушает права граждан. Второй - это разрешение раскрывать только обезличенные данные, что означает возможность размещать на сайте сведения только об опыте, образовании, навыках и так далее, но без указания на конкретные персоналии. Такой вариант является самым приемлемым, поскольку не нарушает прав граждан на частную жизнь и в то же время позволяет общественности удостовериться в квалификации управленцев. При наличии малейших сомнений в достоверности такой информации может быть проведена прокурорская проверка.
Впрочем, несмотря на недовольство МЭР, в том или ином виде законопроект будет принят, поскольку необходимость его уже назрела, полагает Сергей Литвиненко, эксперт проекта «Общественная Дума». Показатели работы банков и даже их капитализация зависит от персоналий, входящих в состав совета директоров. Никаких препятствий, кроме учета положений законодательства о защите персональных данных, для принятия закона нет. К тому же, добавляет руководитель департамента кредитования малого и среднего бизнеса Солид Банка Геннадий Фофанов, надо понимать, что данная инициатива уже давно и очень активно самостоятельно используется информационно открытыми кредитными учреждениями. На текущий момент на сайтах банков можно найти данные о квалификации и опыте топ-менеджмента, об их основных компетенциях. При этом назначение новых руководителей - это уже информационный повод, используемый банками для подтверждения уровня своего развития. При этом зарубежный опыт пошёл намного дальше: публикуется и информация об персональном уровне годовых компенсационных пакетов.
Раскрываемая информация, прежде всего, будет интересна аналитикам и рейтинговым агентствам, а также может использоваться другими банками, контрагентами, институциональными инвесторами и крупными корпоративными клиентами с целью оценки перспектив развития кредитной организации и ее репутационных рисков. Рядовому же вкладчику или заёмщику - физическому лицу раскрываемые сведения вряд ли будут интересны.