10:3509.08.13

Минобороны отправляет стратегические паровозы в утиль

Минобороны отправляет стратегические паровозы в утиль

На единственной сохранившейся базе стратегического ресурса в Смоленской области под городом Рославль осталось всего 12 паровозов, и те вскоре могут отправиться в утиль.
- Паровозы все уже гнилые, мы их распиливаем потихоньку, - рассказали «Известиям» в ФЛ «Ремонтное локомотивное депо Смоленск». - Официально этот стратегический объект назывался базой запаса железной дороги, но статус стратегического резерва потерял окончательно в 2004 году, когда было упразднено Министерство путей сообщения.

Все сохраненные паровозы, учитывая опыт Великой Отечественной войны, предназначались только для ЧС, потому что, как уверяют специалисты, паровоз - самая надежная техника для обеспечения воинских перевозок: случись война, он может работать автономно в отличие от электровоза, которому нужно электричество, а также его воду и пар можно использовать для хозяйственных нужд.

- Часть паровозов была зарезервирована за Ракетными войсками стратегического назначения в давние 70-е годы прошлого века, но для транспортировки ракет они не предназначались, - рассказал офицер-ракетчик из штаба РВСН. - Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) базировались только на тепловозах, а паровозы в случае необходимости могли использоваться лишь для подвоза технических материалов.

В 1956 году в СССР было принято решение прекратить строительство паровозов, однако угроза ядерной войны со стороны США спасла многотысячный парк паровозов по всей стране. Более того, всем действовавшим на тот момент паровозам был определен статус стратегического резерва. Десятки сверхсекретных железнодорожных объектов были разбросаны по всей стране. Например, на западных границах существовал особый резерв паровозов, переставленных на европейскую колею, а в связи с событиями в конце 1960-х годов на дальневосточных границах много паровозов было переведено и на колею Китая.

К настоящему времени стратегического резерва паровозов уже не существует. Открестились от паровозов на базе в Рославле даже в Главном управлении Железнодорожных войск МО РФ, заметив, что давно не занимаются «ретролокомотивами» и не готовят для них машинистов.

Специалисты по паровозам остались сегодня лишь в Московском депо имени Ильича и депо на станции Тихорецкая в Казани. В последнем сейчас реставрируется одна из паровых машин, которая будет работать на ретромаршрутах на одном из участков российских железных дорог.
- Конечно, было бы правильно оставить несколько баз, подобных той, что находится под Рославлем, укомплектовать их современными тепловозами, обучить специалистов. А паровозы надо раздать в музеи, жалко их резать на металл, это все же наша история, - заявил военный историк Илья Мощанский, отметив, что с военной точки зрения сохранять стратегический резерв паровозов не имеет смысла.

С ним согласен и главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
- Не надо впадать в крайности, с таким же успехом мы могли бы сохранять противогазы для лошадей на случай атомной войны или каски времен Халхин-Гола. Очевидно, что время паровозов прошло, ведь их успешно заменяют тепловозы и другие современные средства передвижения, - считает он.

Содержание паровозов - не дешевое удовольствие. Чтобы сохранять паровую машину в рабочем состоянии, требуется порядка 300 тыс. рублей в год. Каждые три года паровоз проходит обследование, контрольную топку котлов, его нужно регулярно обслуживать и смазывать механизмы. При необходимости паровозы используют для отопления зданий при авариях на котельных, а также для съемок в кино.

Крест на паровозах в нашей стране окончательно поставили в январе 1991 года, когда по постановлению Совета министров большую их часть надлежало отправить в металлолом, а строго охраняемые объекты закрыть. База под Рославлем - единственная, которая сохранилась до сих пор. Она не обозначена ни на одной официальной карте, скрыта в лесном массиве, сюда ведет только одна железнодорожная ветка, которая за шлагбаумом расходится на несколько запасных путей.

Любители поиграть в геокешинг (поиск тайников, спрятанных другими участниками игры, с применением спутниковых навигационных систем) не раз отмечали, что заброшенная на вид база строго охраняется и фотосъемка там категорически запрещена.
- База, где стоят паровозы, до сих пор находится под круглосуточной охраной, ведь кроме них там стоят еще и электровозы, - пояснили в смоленском депо.

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

15:29Мурманские спортсмены завоевали 5 медалей на Кубке Мира по конькобежному спорту

15:20Мурманчанин рассказал о повредившей его машину наледи с крыши

15:09Трассу «Кола» В Мурманской области перекрыли из-за ДТП с тремя авто

14:52Полтысячи жителей Мурманской области получили травмы на льду

14:39Под Североморском насмерть сбили 69-летнюю пенсионерку

10:04Молодежь приглашают на фестиваль «Юные таланты Кольского севера»

09:07В Мурманске стартовал День короткометражного кино

06:01На Кольском полуострове прогнозируют от +1 до -4° и снег

17:00Пострадавшая от упавшего льда школьница из Заполярного в нейрохирургии с черепно-мозговой травмой

16:33ХК «Мурман» уступил команде из Красноярска со счетом 2:7

16:19На комфортную городскую среду в Мурманской области на 2020 год выделят 1,7 млрд

16:11Московский мошенник обманул по телефону пенсионерку из Апатитов на 145 тысяч

12:19Мурманчан приглашают на импровизированный каток в «Кировке»

11:11Мурманские хоккеисты выйдут на лед против команды «Енисей»

10:20В честь 80-летия мурманского Драмтеатра откроют выставку

09:01В научной библиотеке Мурманска состоится семинар «Наследственные споры»

06:13В Мурманской области ожидается снег и до -10°

20:28МегаФон, Ростелеком, ВымпелКом и МТС подписали соглашение о намерениях по созданию СП для расчистки спектра 5G

19:22Саамские дети из Мурманской области победили в междунаром проекте

18:07На модернизацию здравоохранения Мурманской области направили 1,5 млрд

17:17Пожар на крейсере «Адмирал Кузнецов» в Мурманске унес жизни двух человек

17:03От 0° до -10° прогнозируют на выходных в Заполярье

Все новости