Минобороны отправляет стратегические паровозы в утиль

На единственной сохранившейся базе стратегического ресурса в Смоленской области под городом Рославль осталось всего 12 паровозов, и те вскоре могут отправиться в утиль.
- Паровозы все уже гнилые, мы их распиливаем потихоньку, - рассказали «Известиям» в ФЛ «Ремонтное локомотивное депо Смоленск». - Официально этот стратегический объект назывался базой запаса железной дороги, но статус стратегического резерва потерял окончательно в 2004 году, когда было упразднено Министерство путей сообщения.

Все сохраненные паровозы, учитывая опыт Великой Отечественной войны, предназначались только для ЧС, потому что, как уверяют специалисты, паровоз - самая надежная техника для обеспечения воинских перевозок: случись война, он может работать автономно в отличие от электровоза, которому нужно электричество, а также его воду и пар можно использовать для хозяйственных нужд.

- Часть паровозов была зарезервирована за Ракетными войсками стратегического назначения в давние 70-е годы прошлого века, но для транспортировки ракет они не предназначались, - рассказал офицер-ракетчик из штаба РВСН. - Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) базировались только на тепловозах, а паровозы в случае необходимости могли использоваться лишь для подвоза технических материалов.

В 1956 году в СССР было принято решение прекратить строительство паровозов, однако угроза ядерной войны со стороны США спасла многотысячный парк паровозов по всей стране. Более того, всем действовавшим на тот момент паровозам был определен статус стратегического резерва. Десятки сверхсекретных железнодорожных объектов были разбросаны по всей стране. Например, на западных границах существовал особый резерв паровозов, переставленных на европейскую колею, а в связи с событиями в конце 1960-х годов на дальневосточных границах много паровозов было переведено и на колею Китая.

К настоящему времени стратегического резерва паровозов уже не существует. Открестились от паровозов на базе в Рославле даже в Главном управлении Железнодорожных войск МО РФ, заметив, что давно не занимаются «ретролокомотивами» и не готовят для них машинистов.

Специалисты по паровозам остались сегодня лишь в Московском депо имени Ильича и депо на станции Тихорецкая в Казани. В последнем сейчас реставрируется одна из паровых машин, которая будет работать на ретромаршрутах на одном из участков российских железных дорог.
- Конечно, было бы правильно оставить несколько баз, подобных той, что находится под Рославлем, укомплектовать их современными тепловозами, обучить специалистов. А паровозы надо раздать в музеи, жалко их резать на металл, это все же наша история, - заявил военный историк Илья Мощанский, отметив, что с военной точки зрения сохранять стратегический резерв паровозов не имеет смысла.

С ним согласен и главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
- Не надо впадать в крайности, с таким же успехом мы могли бы сохранять противогазы для лошадей на случай атомной войны или каски времен Халхин-Гола. Очевидно, что время паровозов прошло, ведь их успешно заменяют тепловозы и другие современные средства передвижения, - считает он.

Содержание паровозов - не дешевое удовольствие. Чтобы сохранять паровую машину в рабочем состоянии, требуется порядка 300 тыс. рублей в год. Каждые три года паровоз проходит обследование, контрольную топку котлов, его нужно регулярно обслуживать и смазывать механизмы. При необходимости паровозы используют для отопления зданий при авариях на котельных, а также для съемок в кино.

Крест на паровозах в нашей стране окончательно поставили в январе 1991 года, когда по постановлению Совета министров большую их часть надлежало отправить в металлолом, а строго охраняемые объекты закрыть. База под Рославлем - единственная, которая сохранилась до сих пор. Она не обозначена ни на одной официальной карте, скрыта в лесном массиве, сюда ведет только одна железнодорожная ветка, которая за шлагбаумом расходится на несколько запасных путей.

Любители поиграть в геокешинг (поиск тайников, спрятанных другими участниками игры, с применением спутниковых навигационных систем) не раз отмечали, что заброшенная на вид база строго охраняется и фотосъемка там категорически запрещена.
- База, где стоят паровозы, до сих пор находится под круглосуточной охраной, ведь кроме них там стоят еще и электровозы, - пояснили в смоленском депо.

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:00В Мурманской области 37 команд разыграли призы фестиваля пляжного волейбола

18:24Лось-пловец покорил Имандру

17:11Северянка завоевала титул и корону на всероссийском конкурсе красоты в Санкт-Петербурге

16:41В лесах Мурманска оштрафованы первые нарушители противопожарного режима — губернатор

16:29Библиотека-музей имени Блинова откроется в Мурманске этой осенью

16:05Спрос на аренду эвакуаторов в Мурманской области вырос на 54%

15:50Общественники Никеля пожаловались прокурору на больницу и «скорую помощь»

15:33Изображение первого героя Советского союза на Северном флоте Кислякова украсит дом в Мурманске

15:30За проект для «Дома леса» в Мурманске готовы заплатить более 2 миллионов рублей

15:25Жалобы северян вынудили главу Кандалакшского района остановить стройку в Колвице

14:49Специалист Нацпроектстроя из Мурманска прошла в полуфинал V Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»

14:37Самый низкий показатель за 3 года: в Мурманской области сократилось производство рыбной продукции

23:45Эйнштейн умел переставлять спички: вас ждет головоломка — проявите смекалку

23:32Миллионы, свадьба и внезапная смерть: что стало с наследством самой молодой жены Прохора Шаляпина

23:17Вы эрудит, если знаете эти 5 слов из «Евгения Онегина»: русский язык уже не тот

23:15Пустоцветы на кабачках — не приговор для урожая: как избавиться от проблемы и собирать урожай ведрами

23:01Авоська на подиумах, «Урал» в Голливуде: 6 прославившихся советских предметов — как они покорили мир

23:00Можно ли обойтись без тамбура при входной двери? 3 мифа, которые мы развенчали на практике

Все новости