Российский опыт плавания в арктических водах должен быть отражен в будущем Полярном кодексе, считает генсекретарь Международной морской организации (IMO) Коджи Секимицу.
Об этом он сообщил на встрече с экипажем атомного ледокола «50 лет Победы» «Росатомфлота», следующем по восточной части Северного морского пути.
«Кодекс должен быть подготовлен в 2014 году, - сообщил генсек IMO. - В 2015 году IMO планирует его утвердить».
Это будет обязательный свод правил для судов, плавающих в полярных льдах, в том числе по Севморпути. В настоящее время работу над документом ведут комитеты IMO по морской безопасности и по защите морской среды.
«У нас остается только два года, чтобы принять этот новый обязательный международный документ, - добавил Секимицу. - И хотя я лишь координирую работу IMO, в которой решения принимают 170 стран-участниц - по одному голосу от каждой страны, - мне было важно на собственном опыте понять, что такое навигация по Северному морскому пути».
Генсек IMO пояснил российским морякам, что, учитывая значительный опыт навигации в арктических водах Советского Союза, а затем и России, существующие в РФ правила могут лечь в основу нового документа.
IMO - специализированное агентство при ООН, занимается техническим регулированием безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения с судов, защиты морского судоходства от актов незаконного вмешательства. Секимицу исполняет обязанности генсека IMO с 1 января 2012 года. С 14 августа 2013 года он находится в России с рабочей поездкой, совершая переход по Севморпути из порта Диксон в порт Певек.
Северный морской путь (СМП) - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, проходит по морям Северного Ледовитого океана. Во времена Советского союза был закрыт для плавания иностранных судов, тогда максимальный грузооборот составлял 6,6 млн тонн (в 1987 году). В 2010 году по СМП перевезли 1,8 млн тонн грузов (транзитом только 0,11 млн тонн), в 2011 году грузооборот вырос почти вдвое - до 3,25 млн тонн (транзитный - 0,83 млн тонн).
В 2012 году введен разрешительный порядок плавания судов по Севморпути (по итогам года было перевезено 3,87 млн тонн грузов, транзитно - 1,2 млн тонн).
Разрешено и самостоятельное плавание в акватории СМП судам без ледовых усилений. Исключение - нефтяные танкеры, газовозы, химвозы валовой вместимостью 10 тыс. тонн и более. Для самостоятельного плавания по СМП этих типов судов требуется соблюдение определенных условий.