Как и предполагал «Ъ», будущую «суперверфь» «Звезда» на Дальнем Востоке, которая должна строить технику для шельфа, получит консорциум «Роснефти» и Газпромбанка. Ему же достанутся еще минимум две дальневосточные верфи. Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), куда сейчас входят все три предприятия, в лучшем случае станет участником консорциума. Более того, интересы «Роснефти» оказались шире Дальнего Востока - она претендует на крупную верфь ОСК на Кольском полуострове.
Как ИА «Nord-News» уже сообщало, в пятницу президент Владимир Путин провел во Владивостоке совещание по развитию гражданского судостроения. Участники попытались определить «генеральный план» развития ОСК и отрасли в целом. Но главной темой стала техника для работы на шельфе, в частности, судьба проекта дальневосточной верфи «Звезда» (заложена в 2009 году, общая стоимость - более 100 млрд руб.).
Владимир Цыбин, и. о. гендиректора Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) ОСК, куда входит «Звезда», признал, что строительство «немножечко запаздывает» (на 14 месяцев). Глава Минпромторга Денис Мантуров объяснил задержку тем, что от участия в проекте отказалась южнокорейская DSME, а бюджетное финансирование предусмотрено лишь с 2016 года. Экс-глава ДЦСС Игорь Борбот (сейчас работает в «Роснефти») добавил, что проблемы с кредитованием появились в том числе из-за «череды смены руководства» ОСК. Все это вызвало резкую критику Владимира Путина. «Здесь все умирает, и у вас все умирает, сорвали проект огромный», - заявил он.
В итоге глава «Роснефти» Игорь Сечин попросил Владимира Путина передать верфь «консорциуму заказчиков», финансовых и технологических партнеров. Основными участниками станут «Роснефть» (как якорный заказчик) и Газпромбанк, который обеспечит финансирование и «организует в целом работу». В качестве технологических партнеров могут выступить GE (судовое электрооборудование), Parker Drilling (занимается бурением), Kvaerner (шельфовая техника), Technip (оборудование для нефтегазовой отрасли), DSME и STX.
По словам источников «Ъ», предполагается, что на DSME и STX могут получить часть заказов, «пока «Звезда» будет строиться», на условиях «передачи технологий и обучения специалистов». Партнерами могут стать и китайские верфи, в первую очередь Yantai CIMC Raffles. «Привлечение китайских верфей для размещения заказов может быть интересно «Роснефти» с учетом соглашения о поставках нефти в Китай», - говорит один из источников. Владимир Путин поддержал консорциум, потребовав до конца сентября согласовать его окончательные параметры и состав участников.
Игорь Сечин добавил, что «можно рассматривать вопрос о полной продаже» «Звезды», но Владимир Путин заявил, что «ОСК должна оставаться» в консорциуме, предложив «подумать» - будет это «золотая акция» или блокпакет. По словам источников «Ъ», структуры «Роснефти» и Газпромбанка получат 75% в консорциуме, ОСК - 25%.
Но консорциуму достанется не только «Звезда». Речь идет о передаче ему также Северо-Восточного ремонтного центра в Камчатском крае и 30-го судоремонтного завода в Приморье. Один из источников уточняет, что 30-й завод «способен делать арктическую технику», а на базе ремонтного центра можно создать производство среднетоннажных судов, в том числе рыболовецких. «Медленные темпы строительства испугали заказчиков, в итоге «Роснефть» и «Газпром» решили развивать шельфовые компетенции при минимальном участии ОСК», - считает один из собеседников в отрасли.
Глава Минпромторга Денис Мантуров предложил передать консорциуму также Амурский и Хабаровский судостроительные заводы. «Если отдаем все, то зачем тогда оставлять два завода», - заявил он, отметив, что эти верфи можно загрузить «локализованным производством судового оборудования». Но Владимир Путин сказал, что структуру консорциума «не нужно утяжелять», а заводы, которые к тому же выполняют гособоронзаказ, могут выпускать комплектующие в рамках контрактов. Источники «Ъ» отмечают, что «оба актива проблемные» и ОСК «было бы проще отдать их», но, скорее всего, заводы «останутся в периметре ДЦСС».
Зато ОСК может быть вынуждена отдать «Роснефти» 82-й судоремонтный завод в Мурманской области. На совещании Игорь Сечин попросил президента дать поручение о завершении «проработки вопроса». «После модернизации завод может производить крупнотоннажные суда как альтернативная «Звезде» площадка», - считает один из собеседников «Ъ» в отрасли. Но сейчас он выполняет оборонные заказы, поэтому идея вызывает вопросы у Минобороны. По словам источников «Ъ», структуры, близкие к «Роснефти», могут выкупить завод, а на эти деньги ОСК переведет военные мощности (в первую очередь плавучий док) на 35-й судоремонтный завод. На совещании главком ВМФ Виктор Чирков сказал, что «принципиально» все вопросы по передаче завода согласованы.