Российская Рыбная ассоциация высказалась против сложившейся в Норвегии практики выдавать ветеринарные сертификаты на экспортных семгу и форель без осмотра товара. Отраслевое объединение настаивает на искоренении такой практики.
По данным Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка (Рыбная ассоциация), охлажденная семга и форель, экспортируемые из Норвегии в Россию и другие страны Таможенного союза, оформляются следующим образом: норвежская ветеринарная служба выписывает сертификат на основании упаковочного листа, предоставленного производителем. То есть фактически документ выдается без осмотра рыбы и маркировки.
Ассоциация высказала свою официальную позицию по этому вопросу. Отраслевое объединение отмечает, что сложившаяся система является нарушением Ветеринарно-санитарного кодекса водных животных - неотъемлемой части нормативных документов ВТО. В частности, во втором параграфе статьи 5.2.2 говорится, что ответственные за сертификацию должностные лица должны удостоверять только то, в чем убедились сами.
Также ассоциация указывает, что норвежцы нарушают Директиву 96/93 Совета ЕС «О сертификации животных и продуктов животного происхождения». В статье 3, пункт 3, этого документа прописано: «Сертифицирующие должностные лица не должны подписывать незаполненные или не полностью заполненные сертификаты, или сертификаты на животных или продукты, которые они не проверили или которые вышли из-под их контроля».
Кроме того, сложившая практика противоречит требованию меморандума, подписанного Россельхознадзором и компетентной ветеринарной службой Норвегии: официальный инспектор должен подтвердить, что экспортируемая рыба выглядит качественной и не зараженной, а транспорт надлежащим образом обработан и подготовлен. Без личного осмотра продукции удостовериться в этом невозможно.
«Подобный формальный подход порождает многочисленные ошибки в ветеринарных сертификатах», - сообщили Fishnews в Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка. Наиболее распространенными ошибками являются несоответствие лотов и даты производства в ветеринарном сертификате и на маркировке. Также часто встречается отсутствие или неверное написание на маркировке названия продукции, производителя, даты срока годности. Из-за этого возникают проблемы и финансовые потери, хорошо известные всем участникам рыбного сообщества.
Ассоциация обращает внимание на то, что отсутствие ветеринарного контроля транспорта при погрузке может привести к нарушению температурного режима при перевозке. Если в этом случае российские пробы покажут несоответствие рыбы нормам РФ и ЕТС, то ответственность ляжет на производителя, хотя по контракту переход собственности происходит в момент погрузки в транспортное средство.
Отраслевое объединение считает, что на каждом норвежском предприятии, аттестованном Россельхознадзором и поставляющем рыбу в Россию и страны Таможенного союза, обязательно должен находиться специалист, сертифицированный норвежской ветеринарной службой. Он должен осматривать рыбопродукцию, проверять ее качество, происхождение и маркировку.
Также этому сотруднику надо будет выяснять, соответствует ли перевозящее транспортное средство российским требованиям (проверять наличие температурных самописцев, холодильного оборудования, санитарное состояние и проведение санитарной обработки перед погрузкой).
По мнению ассоциации, только после этого можно выдавать ветеринарный сертификат, осуществлять производственный мониторинг и прочие исследования, гарантирующие соответствие вывозимой продукции нормам РФ.