«Яндекс» объявил, что совместно с желающими веб-мастерами сайтов начинает тестировать программную платформу «Атом», с помощью которой те смогут изменять содержание сайта в режиме реального времени, подстраиваясь под интересы каждого конкретного посетителя. Для этого им придется заранее разделить весь контент на сайте по темам, а платформа «Атом» выберет те из них, которые больше интересуют конкретного пользователя.
Эта платформа использует сведения о поисковых запросах пользователей в «Яндексе» и данные счетчика «Яндекс.Метрика», уточнил «Ведомостям» руководитель данного проекта в «Яндексе» Юрий Воронцов. У «Яндекса» одна из самых полных баз данных о поведении пользователей в рунете: по последним данным TNS за август 2013 г., сайты «Яндекса» лидируют в рунете по средней дневной и недельной аудитории, хотя в целом за месяц лидировали проекты Mail.ru Group.
Для разработки «Атома» необходимо не только располагать большой базой данных о поведении пользователей в интернете, но и уметь обрабатывать большой объем данных в реальном времени, на что способны не более пяти компаний во всем мире, горд представитель «Яндекса». Пока компания будет тестировать «Атом» на собственных сайтах и сайтах некоторых партнеров, а позже обещает открыть новую платформу для всех желающих партнеров, пишут Ведомости.
Похожие технологии используются в интернет-рекламе. Например, с помощью платформ RTB (Real-Time Bidding, торги на показ рекламы в режиме реального времени) проводится аукцион за каждого посетителя среди рекламодателей, готовых заплатить больше за платежеспособную аудиторию, которую может заинтересовать рекламируемый товар.
«Атом» заинтересует прежде всего интернет-магазины, уверен вице-президент и технический директор Mail.ru Group Владимир Габриелян. А вот обычных пользователей новая платформа не обрадует - им не понравится ни то, что за их поведением в интернете следят, ни то, что веб-мастера станут предлагать скидки менее платежеспособным посетителям сайтов, думает он. Воронцов из «Яндекса» объясняет, что «Атом» не работает с персональными данными пользователей, он использует только сведения об их действиях в интернете.
Портал Wikimart, на котором собрано много интернет-магазинов, использует похожую технологию, но в более простом варианте: при переходе из поисковика на сайт пользователь видит, что покупали другие клиенты, пришедшие по похожему запросу, рассказывает руководитель аналитического отдела компании Александр Аникин. Это, по его словам, уже дает хорошие результаты. Тем более велики шансы на успех у «Атома» - ведь «Яндекс» знает о пользователях намного больше, говорит Аникин.
Интернет-СМИ «Яндекс» предложил фильтровать содержание под уникальные интересы каждого читателя, констатирует директор по цифровым продуктам Sanoma Independent Media Виктор Саксон. Но это эффективно в контекстной рекламе, а в СМИ - не всегда, считает он: «Сила некоторых изданий как раз не в следовании интересам читателя, а в самостоятельном формировании повестки дня».
Будущее «Атома» во многом зависит от того, как эта технология станет работать на мобильных устройствах, добавляет вице-президент и коммерческий директор Mail.ru Group Алексей Катков, ведь многие пользователи уже используют для доступа в интернет в первую очередь планшеты и смартфоны.