Российские ученые помогут разработать двигатель для международного проекта гиперзвукового самолета

18.10.2013, 11:00 Новости /

Российские ученые вновь займутся исследованием водородных двигателей для авиации. Эта разработка может приблизить мечту о создании гиперзвукового гражданского самолета, пишут «Известия».

В середине октября Минпромторг объявил конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по формированию облика высокоскоростного гражданского самолета «включая расчетно-экспериментальные исследования характеристик демонстратора водородного прямоточного двигателя, интегрированного с планером самолета». За выполнение работ победитель конкурса получит до 205 млн рублей. Закончить исследования ученые должны уже в декабре 2014 года.

Как пояснил источник в Минпромторге, речь идет о сотрудничестве в рамках Седьмой рамочной европейской программы. Одно из направлений программы - разработка гиперзвукового гражданского самолета. В проекте участвуют Россия, Евросоюз, Китай и другие страны, при этом затраты на исследования несут все участники. Российские научные организации во главе с ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского) еще в середине 2012 года вели переговоры с партнерами Еврокомиссии о проекте этого самолета.

Гиперзвуковые летательные аппараты способны летать в атмосфере со скоростью 5M и больше (то есть свыше 6 тыс. км/ч), и они в мире в последние десять лет активно исследуются. Минпромторг напоминает в материалах конкурса, что в США сейчас активно идут исследования в области разработки, создания и летных испытаний гиперзвуковых летательных аппаратов - демонстраторов. В Европе аналогичные работы проводятся под эгидой Еврокомиссии при Европарламенте в виде рамочных программ. Также существует европейский проект SHEFEX-II, в рамках которого были реализованы успешные автономные летные испытания.

«Водородный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель рассматривается как основа комбинированных силовых установок для гиперзвуковых гражданских летательных аппаратов», говорится в материалах Минпромторга.

Обычный, непрямоточный водородный двигатель был разработан в советское время и стоял, например, на испытательных, демонстрационных самолетах Ту-155 и Ту-156 в середине 1980-х годов, поясняет доктор технических наук, профессор МГТУ ГА Евгений Коняев. Однако тогда водородные двигатели не пошли в серию в основном по политическим причинам, замечает эксперт. Также водородные двигатели устанавливали на американских шаттлах.

Топливом для водородного двигателя является жидкий водород. Одним из минусов двигателей такого типа является то, что он не может долго стоять заправленным. Например, при задержке шаттла необходимо было сразу извлекать из него топливо, а это занимает несколько часов, поясняет Коняев. Прямоточный двигатель сам по себе был разработан еще во время Второй мировой войны. Его минусом является то, что он начинает работать только на большой скорости, когда самолет уже находится в движении, поэтому у самолета с таким двигателем должен быть еще один мотор другого типа.

Как пояснил Сергей Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ, одна из главным проблем, которая может встать в ходе исследований гиперзвукового самолета - найти материалы, которые будут использоваться в его производстве.

- Гиперзвуковой самолет будет двигаться на скоростях от 6 маха до 8 маха (примерно 7,4-9,9 тыс. км/ч). При таких скоростях летательный аппарат сильно нагревается, и требуются совершенно новые материалы, способные выдержать такие температуры, - пояснил Чернышев.

В результате исследования по тендеру Минпромторга будет получен опытный образец, который в полетах использоваться не будет: через двигатель, зафиксированный на стенде, станет подаваться гиперзвуковой поток воздуха.

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:50С каким животным у вас ассоциируется Мурманск? Исследование соцсетей показало, что с китами

19:25В Заполярном за 8 миллионов рублей продают документы, связанные с бурением Кольской сверхлубокой скважины

18:44Странный набор: мурманчанин пытался украсть из магазина рыбу и молоко

18:20Братья-белорусы стали чаще отдыхать в Мурманской области: турпоток вырос на 35%

17:33Любил крепкие выражения, дачу и свой «президентский» Виллис — вспоминаем, каким был легендарный полярник Иван Папанин

17:10Украденный телефон пришлось вернуть: в Никеле раскрыли преступление по горячим следам

16:55Житель Мурманска может провести 2 года за решеткой из-за бутылки вермута

16:25Кирилл Царёв: Человекоцентричный подход меняет рынок недвижимости

16:00В Мурманской области растет заболеваемость ОРВИ и ковидом

15:49Алексей Лейпи: спрос на жильё начинает восстанавливаться

15:45Житель Оленегорска угрожал убийством курившей в подъезде соседке

15:03Город, Ковдорский ГОК и Фонд Мельниченко определяют стратегию будущего

02:02Водянистая и невкусная: 3 серьёзные ошибки приготовления картофеля — не все умеют правильно её варить

01:02Этот город — самый лучший на Золотом кольце: недооценённый населённый пункт — там есть что посмотреть

00:45Ворчат, как бабки в поликлинике: ноют, жалуются на жизнь и всем дают советы — под какими знаками Зодиака рождаются невыносимые зануды

00:02Из ведра больше не пахнет, а яйца хранятся дольше: простые хитрости мудрых хозяек — в быту всё будет проще

23:45Встречам 2026 год: как это сделать правильно — чем задобрить Красную Огненную Лошадь

23:27Только не опозорьтесь: а вам слабо пройти тест по географии за 5 класс?

Все новости