Российские ученые помогут разработать двигатель для международного проекта гиперзвукового самолета

18.10.2013, 11:00 Новости /

Российские ученые вновь займутся исследованием водородных двигателей для авиации. Эта разработка может приблизить мечту о создании гиперзвукового гражданского самолета, пишут «Известия».

В середине октября Минпромторг объявил конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по формированию облика высокоскоростного гражданского самолета «включая расчетно-экспериментальные исследования характеристик демонстратора водородного прямоточного двигателя, интегрированного с планером самолета». За выполнение работ победитель конкурса получит до 205 млн рублей. Закончить исследования ученые должны уже в декабре 2014 года.

Как пояснил источник в Минпромторге, речь идет о сотрудничестве в рамках Седьмой рамочной европейской программы. Одно из направлений программы - разработка гиперзвукового гражданского самолета. В проекте участвуют Россия, Евросоюз, Китай и другие страны, при этом затраты на исследования несут все участники. Российские научные организации во главе с ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского) еще в середине 2012 года вели переговоры с партнерами Еврокомиссии о проекте этого самолета.

Гиперзвуковые летательные аппараты способны летать в атмосфере со скоростью 5M и больше (то есть свыше 6 тыс. км/ч), и они в мире в последние десять лет активно исследуются. Минпромторг напоминает в материалах конкурса, что в США сейчас активно идут исследования в области разработки, создания и летных испытаний гиперзвуковых летательных аппаратов - демонстраторов. В Европе аналогичные работы проводятся под эгидой Еврокомиссии при Европарламенте в виде рамочных программ. Также существует европейский проект SHEFEX-II, в рамках которого были реализованы успешные автономные летные испытания.

«Водородный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель рассматривается как основа комбинированных силовых установок для гиперзвуковых гражданских летательных аппаратов», говорится в материалах Минпромторга.

Обычный, непрямоточный водородный двигатель был разработан в советское время и стоял, например, на испытательных, демонстрационных самолетах Ту-155 и Ту-156 в середине 1980-х годов, поясняет доктор технических наук, профессор МГТУ ГА Евгений Коняев. Однако тогда водородные двигатели не пошли в серию в основном по политическим причинам, замечает эксперт. Также водородные двигатели устанавливали на американских шаттлах.

Топливом для водородного двигателя является жидкий водород. Одним из минусов двигателей такого типа является то, что он не может долго стоять заправленным. Например, при задержке шаттла необходимо было сразу извлекать из него топливо, а это занимает несколько часов, поясняет Коняев. Прямоточный двигатель сам по себе был разработан еще во время Второй мировой войны. Его минусом является то, что он начинает работать только на большой скорости, когда самолет уже находится в движении, поэтому у самолета с таким двигателем должен быть еще один мотор другого типа.

Как пояснил Сергей Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ, одна из главным проблем, которая может встать в ходе исследований гиперзвукового самолета - найти материалы, которые будут использоваться в его производстве.

- Гиперзвуковой самолет будет двигаться на скоростях от 6 маха до 8 маха (примерно 7,4-9,9 тыс. км/ч). При таких скоростях летательный аппарат сильно нагревается, и требуются совершенно новые материалы, способные выдержать такие температуры, - пояснил Чернышев.

В результате исследования по тендеру Минпромторга будет получен опытный образец, который в полетах использоваться не будет: через двигатель, зафиксированный на стенде, станет подаваться гиперзвуковой поток воздуха.

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:50Северян приглашают прикоснуться к современной культуре на Морвокзале Мурманска

18:44Жителям Мурманска предлагают выбрать любимого детского доктора

18:20Кто живет на дне океана и в толще морских льдов? Исследования ученых в Арктике

17:31850 миллионов: столько будет стоить набережная в Мурманске

17:10Сохраняя природу: в Мурманской области собрали более 700 кг макулатуры и картона

16:55Смерть работника Ковдорского горно-обогатительного комбината не связана с производством

16:25КОЛОНКА РЕАКЦИИ. 1 трлн 329 млрд на Мурманск: куда потратят

16:13Житель Мурманска хотел купить автомобиль, а лишился 2 миллионов рублей

16:05На 99% вырос за месяц спрос на зимние шины в Мурманске

15:21В Гаджиево жители пробираются по опасному тротуару

14:50В Мурманской области выявили 150 нарушений миграционного законодательства: трех иностранцев депортируют [видео]

14:04Жители Мурманска продолжают бороться за уличное освещение во дворе

03:40Сердце будет биться чаще: с 2 ноября у этих одиночек появится шанс найти любовь — никогда не нужно отчаиваться

01:40Овнам — сила для творчества, Весам — приятная встреча, Козерогам — немного денег: гороскоп на воскресенье, 2 ноября 2025 года

01:28Жизнь турчанок: 8 правил делают их счастливыми и мудрыми — россиянкам стоит этому поучиться

23:27На нищенскую пенсию не прожить: где работать пенсионерам — на эти должности возьмут без проблем

22:33Печень скажет вам спасибо: 5 привычных продуктов — очистят организм от «мусора»

21:49На сколько % ты гений: точный тест, который определит кругозор — самые развитые с ходу ответят на 6/6 вопросов

Все новости