11:0018.10.13

Российские ученые помогут разработать двигатель для международного проекта гиперзвукового самолета

Российские ученые помогут разработать двигатель для международного проекта гиперзвукового самолета

Российские ученые вновь займутся исследованием водородных двигателей для авиации. Эта разработка может приблизить мечту о создании гиперзвукового гражданского самолета, пишут «Известия».

В середине октября Минпромторг объявил конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по формированию облика высокоскоростного гражданского самолета «включая расчетно-экспериментальные исследования характеристик демонстратора водородного прямоточного двигателя, интегрированного с планером самолета». За выполнение работ победитель конкурса получит до 205 млн рублей. Закончить исследования ученые должны уже в декабре 2014 года.

Как пояснил источник в Минпромторге, речь идет о сотрудничестве в рамках Седьмой рамочной европейской программы. Одно из направлений программы - разработка гиперзвукового гражданского самолета. В проекте участвуют Россия, Евросоюз, Китай и другие страны, при этом затраты на исследования несут все участники. Российские научные организации во главе с ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского) еще в середине 2012 года вели переговоры с партнерами Еврокомиссии о проекте этого самолета.

Гиперзвуковые летательные аппараты способны летать в атмосфере со скоростью 5M и больше (то есть свыше 6 тыс. км/ч), и они в мире в последние десять лет активно исследуются. Минпромторг напоминает в материалах конкурса, что в США сейчас активно идут исследования в области разработки, создания и летных испытаний гиперзвуковых летательных аппаратов - демонстраторов. В Европе аналогичные работы проводятся под эгидой Еврокомиссии при Европарламенте в виде рамочных программ. Также существует европейский проект SHEFEX-II, в рамках которого были реализованы успешные автономные летные испытания.

«Водородный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель рассматривается как основа комбинированных силовых установок для гиперзвуковых гражданских летательных аппаратов», говорится в материалах Минпромторга.

Обычный, непрямоточный водородный двигатель был разработан в советское время и стоял, например, на испытательных, демонстрационных самолетах Ту-155 и Ту-156 в середине 1980-х годов, поясняет доктор технических наук, профессор МГТУ ГА Евгений Коняев. Однако тогда водородные двигатели не пошли в серию в основном по политическим причинам, замечает эксперт. Также водородные двигатели устанавливали на американских шаттлах.

Топливом для водородного двигателя является жидкий водород. Одним из минусов двигателей такого типа является то, что он не может долго стоять заправленным. Например, при задержке шаттла необходимо было сразу извлекать из него топливо, а это занимает несколько часов, поясняет Коняев. Прямоточный двигатель сам по себе был разработан еще во время Второй мировой войны. Его минусом является то, что он начинает работать только на большой скорости, когда самолет уже находится в движении, поэтому у самолета с таким двигателем должен быть еще один мотор другого типа.

Как пояснил Сергей Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ, одна из главным проблем, которая может встать в ходе исследований гиперзвукового самолета - найти материалы, которые будут использоваться в его производстве.

- Гиперзвуковой самолет будет двигаться на скоростях от 6 маха до 8 маха (примерно 7,4-9,9 тыс. км/ч). При таких скоростях летательный аппарат сильно нагревается, и требуются совершенно новые материалы, способные выдержать такие температуры, - пояснил Чернышев.

В результате исследования по тендеру Минпромторга будет получен опытный образец, который в полетах использоваться не будет: через двигатель, зафиксированный на стенде, станет подаваться гиперзвуковой поток воздуха.

 

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:08Молодой человек из Кандалакши рассек топором голову собутыльника

18:04Директор «Лавны» присвоил деньги своей коммунальной компании

17:03Полиция проверяет информацию о зверски убитом щенке в Мурманске

16:37Число пользователей программы лояльности Tele2 выросло в 5 раз

16:12Месяц ищут 22-летнего мурманчанина

15:46С 1 февраля офис «КолАтомЭнергоСбыт» в Апатитах работает по новому адресу

15:26Пожар на месте разбившегося бамбардировщика под Оленегорском потушен

15:01В Мурманской области при посадке разбился бомбардировщик Ту-22М3

14:52Андрей Сысоев признался, что мурманчане «беззаветно любят свой город»

14:16Мурманску выделят больше денег на ремонт дорог

14:03Другого такого уникального города нет»: сити-менеджер Мурманска подвел итоги года

14:00365 млн выделят на поддержку малого и среднего предпринимательства в Мурманской области

13:26Улицы Мурманска чистят 170 единиц техники

13:0417-летняя жительница Заполярного побила полицейского и получила штраф

12:48Мурманчанка спаслась через окно от устроенного её возлюбленным пожара

12:31Под Мурманском около нового тоннеля в ДТП пострадали трое

12:02Пьяный офицер на BMW попал в ДТП в Североморске

11:41В Мончегорске прокуратура наказала УК за снег на палисадниках

11:25Пенсионера из Североморска оштрафовали за взятку автоинспектору

11:05В центре Мурманска появилось электронное расписание автобусов и троллейбусов

10:39В стабильном состоянии находятся пострадавшие при взрыве газа в Ловозере

10:32В Мончегорске ночью сгорел гараж

10:10На энергоблоке №2 КАЭС стартовали масштабные работы по модернизации

10:01В Кировске готовятся к «Бешеной пиле»

Все новости