Западные компании, недовольные ростом производственных издержек в Китае, всё чаще переносят производство на другие, более дешёвые рынки или поближе к конечному потребителю. Компании бегут из Поднебесной в первую очередь во Вьетнам, Индию, Бангладеш, Пакистан, Индонезию и Россию, выяснила немецкая Handelsblatt, пишет РБК.
В марте 2011 года фирма по выпуску модных мужских брюк Gardeur из немецкого Мёнхенгладбаха оказалась на грани банкротства. Выводом ее из кризиса занялся HSH Nordbank, а новый управляющий Герхард Кренцлер сразу буквально ошарашил менеджмент предложением расторгнуть все договоры о поставках из Китая. «Теперь своё производство мы сосредоточим в Тунисе», - объявил тогда новый глава Gardeur.
Сначала инициатива вызвала удивление, так как себестоимость продукции в Тунисе вдвое превышала аналогичный показатель в КНР. Однако довольно быстро выяснилось, что ставку менеджер сделал на сокращение времени, которое проходит от создания эскиза нового модного продукта до его появления на полках магазина. «Когда Gardeur заказывал пошив брюк в Китае, то только их доставка морем в Европу длилась шесть недель, а в розничную продажу они попадали через три месяца», - рассказал г-н Кренцлер. Он уверен, что, сокращая расстояние от производителя до конечного потребителя, можно успешно компенсировать другие издержки.
Китай переживает взрывной рост зарплат рабочим, аренды производственных помещений и отчислений на социальное обеспечение. По данным китайского ведомства статистики, цена мигрирующей рабочей силы выросла здесь в 2012 году на 11,8% (в некоторых регионах рост составил до 20%). Власти Китая сейчас заинтересованы в первую очередь в усилении внутреннего спроса и развитии, например, экспорта своих автомобилей, то есть в производстве товаров с большой долей добавленной стоимости, а не в выпуске дешёвой электроники или пошиве дешёвых рубашек. Кроме того, в КНР ужесточены требования по защите окружающей среды, что также увеличивает издержки западных предпринимателей.
Между тем для Запада производственная площадка Китая в течение многих лет являлась крайне доходной. Так, выручка только немецкой розничной торговли в КНР по итогам минувшего года составила 428 млрд евро. Например, известная группа компаний Rewe импортировала отсюда примерно 75% всех своих товаров, не входящих в группу продуктов питания, - от обуви и школьных ранцев до поводков для собак.
Быстро сориентировался в новых условиях концерн IKEA. Так, если раньше его поставщик гардин из-под Шанхая, откуда они расходились затем по всему миру, только заказами шведов был загружен на 80%, то в 2012 году его выручка рухнула почти вдвое, упав до уровня 27 млн евро. Дело в том, что IKEA уже переключилась на более выгодное сотрудничество с фирмами Юго-Восточной Азии, Пакистана и Болгарии. Ведь это дешевле и быстрее в плане доставки в торговые центры IKEA.
По мнению директора мюнхенской консалтинговой компании Beratung ROI Management Consulting Ханса-Георга Шайбе, еще больше в быстрой доставке к месту сборки автокомпонентов и запчастей заинтересованы автомобильные гиганты. Эксперт уверен, что с ростом издержек в Китае европейские автозаводы все активнее станут использовать связи с поставщиками, например, из Словакии и Болгарии. Кстати, по данным совместного исследования берлинской фирмы Valueneer и Kellogg School of Management в американском штате Иллинойс, которые провели опрос специалистов по закупкам по всему миру, в ближайшие три года наибольшую активность от них следует ожидать в первую очередь в России, Индии, Малайзии и Индонезии.