Единственный российский среднемагистральный самолет может быть выведен из парка всех авиакомпаний России из-за дефекта в конструкции. Об этом идет речь в сообщении пресс-службы Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Впрочем, на расписании рейсов в гражданской авиации это почти не отразится, уверены эксперты "РГ".
"Авиарегистр МАК в связи с обращениями Росавиации и Ространснадзора по вскрытому дефекту силовой конструкции стабилизатора на самолетах Ту-204 в ряде зарубежных и российских авиакомпаний принимает необходимые меры в сфере своих полномочий, в том числе рассматривает целесообразность приостановки действия Сертификат производства этих самолетов", говорится в сообщении.
Надо сказать, что проблемы с этими самолетами уже были. Из совсем недавних - в 2012 году борт, принадлежащий одной из российских авиакомпаний, при приземлении во Внуково выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, после чего развалился. Погибли 4 человека. И этот случай не единичный - как сообщали в Росавиации, похожая ситуация произошла 21 декабря 2012 года в аэропорту Толмачево (Новосибирск), когда после касания ВПП не включился реверс обоих двигателей и не сработала система торможения.
Самолет сам по себе неплохой и вполне может конкурировать с зарубежными аналогами, признал председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
"В то же время если запрет на производство будет все-таки реализован, то в результате мы получим отсутствие запасных деталей, механизмов, электроники или задержку их поставки. Почему? Потому что заводы для малого количества самолетов, которые уже есть в небе, работать не будут, так как это просто нерентабельно", - рассказал он корреспонденту "Российской газеты".
Особенно это коснется тех авиакомпаний, для которых Ту-204 составляет основу авиапарка, считает Олег Смирнов. Возникает еще одна проблема, продолжает эксперт.
"Российских аналогов у Ту-204 не останется, так как еще одна российская новинка "Сухой Суперджет" - ближнемагистральный самолет, а суперсовременный проект МС-21, который может заменить Ту-204, еще не реализован даже в макете.
"В то же время указанный дефект вполне может привести к тому, что в дальнейшем будет и запрет на эксплуатацию", - предположил Смирнов.
И добавил, что выявленный только через 20 лет с начала производства дефект такого уровня связан с тем, что раньше, возможно, не было условий, чтобы провести такую диагностику, да и рождение самолетов пришлось на лихие 90-е. Теперь же есть надежда, что проблему все-таки можно будет решить с применением самых современных технологий, и тогда Ту-204 еще полетает.
Тем временем
Кроме этого, МАК обратил внимание и на проблемы с самолетами Sukhoi Superjet 100.
"В связи с обращением руководителя Росавиации по вопросу существенного увеличения количества авиационных инцидентов с самолетами RRJ-95B (Sukhoi Superjet 100 ) МАК направил в Объединенную авиационную корпорацию обращение по проблемам, связанным с безопасной эксплуатацией этих самолетов и отсутствием результатов расследования инцидентов, проводимых Росавиацией с участием заинтересованных организаций", говорится в сообщении комитета.