Российское правительство решило присоединиться к модному нынче поощрению экологически чистого транспорта и с 1 февраля 2014 года отменило ввозные пошлины на электромобили. Пока это коснулось только одной модели (другие пока не ввозят), но в перспективе может привести к расширению предложения на рынке электрокаров.
Отмена пошлин пока введена как временная мера - она будет действовать до 31 декабря 2015 года. За этот срок планируется выяснить, достаточно ли высок спрос на данный вид транспорта в России и в каком направлении следует развивать этот сегмент авторынка.
В настоящее время в России продается только один автомобиль на электротяге - это городской компакт Mitsubishii-MiEV. Его цена до отмены пошлин составляла 1,8 млн рублей, а теперь снизилась до 1 млн рублей.
Этого удалось добиться не только за счет снижения пошлин, рассказал «Известиям» исполнительный директор Mitsubishi Motor Rus, председатель подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере ТПП РФ Андрей Панков.
- Мы дали цену гораздо более выгодную, чем она могла стать только за счет обнуления таможенных пошлин. Мы считаем, что именно такая цена позволит активизировать отложенный спрос у той весьма существенной группы наших потенциальных клиентов, которых останавливала от покупки только высокая цена, - говорит он.
А вот в премиальном сегменте рынка электромобилей, где на первый план выходит не цена, а имидж, могут появиться новые игроки. Отмена пошлин удачно совпадает с амбициозными планами американской компании Tesla, которая специализируется на производстве электрических спорткаров.
Последнее время компания активно расширяет свое присутствие на глобальном рынке. В России официальные продажи пока не начались, но уже появляются первые машины, ввезенные частниками. И если неделю назад стоимость электрических седанов Tesla Model S даже в подержанном состоянии находилась на одном уровне с Mercedes-Benz S-Class, то есть около 4-5 млн рублей, то за счет отмены пошлин цена станет намного привлекательнее - приблизительно на 2 млн рублей меньше.
Также в модельной линейке Tesla в течение двух лет появятся кроссовер, представитель самого быстрорастущего сегмента рынка, и среднеразмерный седан премиум-класса, который будет в два раза дешевле Tesla Model S и позиционируется как конкурент BMW 3-Series, Mercedes-Benz C-Class и Audi A4. И вот этот автомобиль с нулевыми ввозными пошлинами, отличными динамическими характеристиками и запасом хода в 400 км может стать очень интересным предложением.
Однако пока география эксплуатации электромобилей в России ограничена в основном столичным регионом. Только в Москве более-менее развита инфраструктура заправочных станций. Паспортный запас хода того же Mitsubishii-MiEV в 150 км сокращается от работы печки и кондиционера и загруженного трафика. Кроме того, далеко не на всех заправках удается зарядить машину, как обещается, за полчаса-час.
Продажи i-MiEV с запуска в России составили всего 200 штук, но, несмотря на это, в Mitsubishi настроены оптимистично. В компании надеются, что снижение пошлин даст новый импульс развитию экосегмента.
- Это повысит спрос на автомобили с электроприводом, в том числе стимулирует отложенный спрос и, как следствие, ускорит процесс формирования рынка электротранспорта в России, - рассказывает Панков. - Существующая динамика продаж электромобилей в России - это очень хороший результат в условиях зарождающегося рынка.
В 2014 году Mitsubishi собирается поставлять в Россию электрический внедорожник Outlander PHEV. Но на него не будет распространяться отмена пошлин, так как автомобиль оснащен увеличителем запаса хода, который, по сути, является двигателем внутреннего сгорания.
Остальные игроки не торопятся в Россию. Из-за отсутствия инфраструктуры Nissan пока не планирует ввозить в Россию свой электрокар гольф-класса Leaf, который показывает отличные результаты на мировом рынке - на 2013 год парк составлял более 55 тыс. штук.
- Для того чтобы полноценно использовать этот автомобиль, нужна развитая инфраструктура, которой на сегодняшний день нет. Рынок слишком мал, продавать то количество машин, которые сегодня способны купит россияне, невыгодно. Плюс нужна большая работа по подготовке дилерской сети к продаже и обслуживанию автомобилей. Это не означает, что путь Leaf в Россию закрыт, мы рассматриваем возможные варианты, - поделился с «Известиями» представитель пресс-службы Nissan в России Роман Скольский. В Германии Leaf стоит €24 тыс., то есть около 1,14 млн рублей.
Аналитики также настроены скептически.
- Серьезное влияние на рынок эта мера вряд ли окажет, - считает ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
- Дело в том, что ввиду своей высокой стоимости такие машины продаются в очень малых объемах. Например, Mitsubishi i-MiEV за весь 2013 года было продано 113 единиц. С февраля 2014 года, то есть с момента обнуления, его стоимость составляет от 1 млн рублей.
Казалось бы, цена снизилась значительно - более чем на 40%, но этого всё равно недостаточно, чтобы конкурировать с массовыми моделями, которые стоят еще дешевле, - говорит Тимерханов. - К тому же надо учитывать сложные климатические условия в нашей стране, отсутствие необходимой инфраструктуры для их эксплуатации и обслуживания.
Поэтому в ближайшее время других серьезных стимулов для резкого роста покупательской активности в отношении таких авто ждать не стоит.