В России предлагают ввести еще одну социальную норму - теперь на бензин

В России предлагают ввести еще одну социальную норму - теперь на бензин

Продавать бензин вдвое дешевле, чем на рынке, в пределах социальных норм предложил президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль.

По его мнению, таким образом можно защитить большинство населения от ожидаемого в этом году роста цен на топливо на 2-3 рубля. Эксперты "РГ" идею не поддержали, опасаясь резкого роста цен на топливо сверх этих норм.

"Это мое личное мнение, пока в отраслевом сообществе оно не обсуждалось, - пояснил "РГ" Геннадий Шмаль. - Пути могут быть и другими. Но половина всех стран так или иначе регулирует розничные цены на топливо, и мировой опыт накоплен уже большой".

В Иране, например, существует именно социальная норма - 200 литров в месяц, в пределах которой бензин отпускается по низкой "твердой" цене, а топливо сверх нормы продается по рыночной цене, значительно более высокой.

По словам Шмаля, в эту норму вполне может уложиться среднестатистический водитель, даже если ездит он на стареньких "Жигулях".

"В России по социальной норме бензин мог бы стоить 15 рублей за литр. Потому что одно дело пенсионер, другое - предприниматель, который на транспортных услугах делает бизнес", - сказал Шмаль.

"В стране 25 тысяч заправок, из них 6-7 тысяч принадлежит крупным компаниям. Часть из них можно перепрофилировать для продажи бензина незащищенным категориям населения или же ввести на них отпуск бензина по талонам", - считает глава Союза нефтепромышленников.

Он уверен, что цена бензина к концу года вырастет на 10 процентов. И к этому надо подготовиться.

Цена на бензин может поменяться не столь значительно, уверен завлабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев.

Но даже если цена возрастет на 2-3 рубля, то все равно останется в пределах, вполне приемлемых для нашей экономики. Относительно ВВП и уровня цен на топливо в других странах за бензин в России просят вполне адекватные деньги, считает эксперт.

При этом стоимость топлива на внутреннем рынке растет медленнее, чем доходы населения, и в последние два года "не успевает" за инфляцией. Другое дело, что рост доходов населения существенно замедлился, и рост цен на 5-10 процентов, который раньше не так бросался в глаза, теперь может быть заметным.

Вообще, во всем мире уровень цен на бензин формируется почти исключительно налогами, и прибыль от продажи составляет несколько процентов - владельцы АЗС научились делать деньги на сопутствующих услугах и товарах.

У нас же, несмотря на то, что 50-60 процентов стоимости бензина приходятся на налоги, маржа переработчиков и торговцев может достигать 20-30 процентов (например, в конце 2013 году на московских АЗС маржа составляла порядка 20 процентов). Но такова специфика российской экономики в целом - у нас высокие транзакционные издержки и торговые наценки почти на все товары и услуги, подчеркивает Валерий Семикашев.

Эксперт сомневается в эффективности решения социальных задач введением норм на бензин. И в первую очередь потому, что администрирование новой системы потребует больших расходов. Более гибким и экономным было бы предоставлять поддержку нуждающимся в форме денежных выплат, а не норм или талонов, полагает Семикашев.

Он предостерег от попыток административными мерами снизить цены на бензин. Совсем дешевым топливо быть не должно, иначе оно превратится в неэффективно сожженный ресурс, а экономика утратит важный стимул для технического переоснащения. Нельзя желать всего сразу: и сбалансированного рынка с низкими ценами, и высоких налогов для решения социальных задач, и повышения энергоэффективности.

Государству еще предстоит более четко сформулировать свою цель на рынке автотоплива, уверен Семикашев.

Идею социальных норм можно рассматривать как некую компенсацию расслоения российского общества по уровню доходов, полагает заместитель директора Института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов.

При нашем уровне среднедушевого ВВП разрыв огромен, и вводя нормы, можно было бы обеспечить некий минимальный уровень потребления, в том числе социальным группам с наименьшими доходами. Но ничего не мешает поддержать их иным, менее экзотическим способом.

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:06В первый день ноября туристический поезд «К северному сиянию» отправится из Москвы в Заполярье

18:12В мурманской школе потекла крыша

17:10«Музыкальный» сквер: в Заполярном появились арт-объекты в виде нот и скрипичного ключа

16:20В мурманской «Арт-библиотеке» появилась книга об уникальном эстрадном оркестре города

15:29В подземном руднике АО «СЗФК» осуществлена проходка горной выработки этажного транспортного штрека

15:18«Не выпускать теннисный мячик из рук»: чемпион России по хоккею рассказал о методах подготовки будущих вратарей

14:51В Ленинском округе Мурманска ищут владельцев ларьков

14:08В Мурманске столкнулись два авто, пострадала водитель

14:00Мурманск живет, Мурманск цветет, город-герой, город-труженик!

13:40В Кировске мусоровоз повредил жилой дом — обошлось без пострадавших

13:24Поют песни о Боге и раздают буклеты: В Коле рядом с Благовещенским собором объявились пятидесятники

12:41В администрации Мурманска не приняли решение, где установить главную новогоднюю елку

12:30Повар из Кировска победил в конкурсе «Международного альянса кулинаров» в Москве

11:53Болеем за наших: Хоккейный клуб «Арктика» проведет домашний матч с командой из Салехарда

11:18Волонтерам из Александровска нужны палеты для строительства собачьих будок

07:28Разрезаю пластиковые стаканы и бутылки на полоски — гениальная идея для дома

06:31Баклажанная икра по-одесски: знаменитый рецепт из «синеньких» — отличает одна особенность

05:29Натрите кабачок с морковью и залейте яйцом — жена съедает по 3 штуки за раз и худеет

Все новости