Президент Владимир Путин вчера внес в Госдуму законопроект "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", который регламентирует деятельность желающих проконтролировать работу госорганов.
Это смогут делать Общественная палата РФ и палаты из субъектов, муниципальных образований и общественный советы при госорганах.
Граждане в качестве субъекта такого контроля, несмотря на настоятельную просьбу президентского Совета по правам человека, в законопроекте отсутствуют.
В нем лишь указано, что граждане участвуют в общественном контроле "в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами".
Аналогичная ремарка касается и общественных объединений и некоммерческих организаций, которые смогут являться организаторами общественного мониторинга, обсуждения.
Общественные палаты смогут за исключением данных, составляющих гостайну, запрашивать в органах госвласти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, необходимую для общественного контроля информацию.
Им разрешается посещать госорганы и готовить по результатам исследования отчеты, отправлять его чиновникам и в прессу.
При выявлении фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций общественники смогут обратиться к Уполномоченному по правам человека в России, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по правам коренных малочисленных народов субъектах и в органы прокуратуры.
Чиновники из госорганов обязаны отреагировать на выводы общественников: либо учесть их предложения, рекомендации и выводы, либо направить в течение 30 дней ревизорам "обоснованные" ответы.
Законопроект устанавливает допустимые формы и правила общественного контроля, который возможен в виде мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, обсуждения, публичные слушания и другие.
Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах, говорится в проекте.
При этом, согласно законопроекту, порядок общественного контроля за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции, следствия, прокуратуры и судов, а также за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотиков, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи, будет регулироваться специализированными федеральными законами.