Американские эксперты уверены: президент США Барак Обама, может, и не хотел ссориться с Россией, но его заставили. Причем не Москва с ее решительной политикой в отношении Крыма, а в первую очередь вашингтонский политический бомонд.
В атмосфере очередной антироссийской истерики, которую за несколько недель в США раздули, Обама в действительности довольно спокойно отреагировал на референдум в Крыму. Он до последнего тянул с санкциями, да и масштаб их, откровенно говоря, крайне ограниченный.
Введение ограничений для нескольких российских чиновников - это, очевидно, политический жест в первую очередь для своих. Так, ногой сильно на публике топнуть.
Реального ущерба российско-американским отношениям введенные США санкции явно не нанесут. А на серьезные экономические санкции (например, замораживание активов бизнеса или введения торговых ограничений) вряд ли команда Обамы решится.
"РГ" спросила об этом у экспертов в деловом совете РФ-США. Там считают, что пока Обама не договорится с ЕС (если вообще договорится), запрещать что-то американскому бизнесу в РФ смысла нет. Иначе только отдадут часть российского рынка европейцам.
Что же касается российско-американских экономических связей, то они и так до сих пор находятся в почти зачаточном состоянии. Москва их стремилась приподнять, но теперь, конечно, про это можно забыть.
В остальном лично Обаме сворачивать контакты с Россией особо негде. За последние пару лет и так уже свернули немало. Большого урона Москве Вашингтон вряд ли сможет нанести.
Вот почему, скорее всего, Белый дом продолжит давить на Россию в многостороннем формате. Сколачивать "антироссийский" фронт.
Очевидно, на какое-то время заморозят восьмерку и так далее. Вашингтон уже пригрозил отобрать у России чемпионат мира по футболу в 2018 году. Если, правда, это вообще технически возможно.
Другой вопрос - на сколько Америку хватит? Толку-то с этого не будет. Это же не Абхазия или Осетия. Крым, очевидно, в ближайшее время станет частью РФ. И все.
Пути обратно не будет, сколько ни дави на Москву. Наверное, многое прояснится после того, как станет понятно, сумеет ли Россия и Запад хоть как-то договариваться по остальной Украине.
Через несколько месяцев страсти по Крыму явно улягутся. А вот на Украине света в конце туннеля пока вообще не видно. В любом случае надо будет выводить украинцев из тупика. И без России у Запада это точно не получится.
Американские старожилы говорят, что в 2008 году (после Южной Осетии и Абхазии) истерики в США было, пожалуй, даже побольше. Белый дом, очевидно, дает понять, что не готов "лечь костьми" ради Украины.
Скорее, каждый в Вашингтоне сегодня старается под "украинское дело" свои более важные задачи решить. Никто из американских политиков даже не пытается скрыть, что на ситуацию на Украине они смотрят через призму будущих американских выборов.
В действительности, референдум в Крыму их беспокоит главным образом потому, что Москва в очередной раз стала действовать без разрешения со стороны Белого дома. Непорядочек!
Характерный пример: уже пару недель, как в Вашингтоне решили выделить Киеву миллиард. Обе палаты, обе партии - за. Законопроект на пару страниц уже готов. Казалось бы, чего проще - голосуйте и вперед. Нижняя палата так и сделала. Но нет.
Обама решил "под шумок" на волне антироссийских настроений протащить через конгресс одобрение реформы участия США в МВФ. Мол, это поможет в будущем дать Украине больше денег по линии фонда. Хотя на деле эта реформа вообще к Украине отношения прямого не имеет. Республиканцы тут же встали в стойку и стали сопротивляться.
В результате все, что они успели к приезду в Вашингтон Арсения Яценюка, - протащить законопроект о финансовой помощи Украине через международный комитет в сенате.
Яценюк, конечно, сделал хорошую мину. Он торжественно объявил, что это первый реальный шаг. Да только до выделения Киеву хотя бы одного миллиарда долларов еще идти и идти. На этой неделе конгресс ушел на каникулы. Вернется в начале следующей.
Иными словами, в самом лучшем случае раньше конца марта денег американцы команде Яценюка не выделят. И это притом что всем в Вашингтоне очевидно, насколько майдановцам сейчас нужны деньги, чтобы зацепиться за власть.