Прошедшее празднование в Москве 70-летия Победы над гитлеровской Германией подняло волну прогнозов на дальнейшее развитие мирового сообщества. Из столиц Старого и Нового Света, словно из театральных лож, важные персоны лорнировали главных действующих лиц Парада Победы. Центральная интрига - возможный военно-экономический союз Москвы и Пекина.
Части населения Западной Европы и США это может показаться страшным сном: военные учения ВМФ России и Китая в Средиземном море - такого не помнит никто. Что на самом деле скрыто за улыбками китайских лидеров?
Начнём с того, что возможность приезда китайского лидера Си Цзиньпина на Парад 9 Мая в Москву обсуждалась едва ли не год. Всё это время отношения Москвы с Западом стремительно ухудшались, и китайцам не очень хотелось оказаться в одиночестве около Мавзолея В. Ленина в отсутствии сколь-либо значимых лидеров мировой политики. Мало того, на них сильно давили не делать этого, поскольку главными экономическими партнёрами Китая остаются США и Западная Европа. На нас приходятся лишь нефть, газ и оружие. Чтобы смягчить китайцев, пришлось пообещать им продать сверхсовременные системы ПВО, по сути являющиеся противоспутниковым оружием. В ответ на американо-европейские санкции против нас мы без оглядки бросились в китайские объятия и насмерть перепугали население Европы и США. Но так ли напуганы руководители этих стран?
Самое время напомнить ещё об одном событии. 3 сентября в Пекине пройдут торжества по случаю 70-летия окончания войны Китая с милитаристской Японией. Там будут В. Путин и многие мировые лидеры, за исключением японского премьер-министра и президента США. Японцы так старательно испытывали на китайцах химическое и бактериологическое оружие, убили миллионы китайцев во время большой войны 1931-1945 годов, что присутствие главного японца на торжествах будет выглядеть неуместным. В свою очередь, г‑н Обама может не поехать в Пекин по той причине, что парад будет проходить на знаменитой площади Тяньаньмэнь. 26 лет назад во время разгона студенческих волнений там были расстреляны и задавлены танками тысячи студентов. В США перед выборами президента к таким вещам относятся весьма чувствительно. У нас проще - говорят, наши военные подразделения уже готовятся для участия в китайском параде победы на той самой площади.
Но вот что любопытно. Едва ли не на следующий день - 4 сентября китайский руководитель Си Цзиньпин отправится с трёхдневным государственным визитом в США. В этом и состоит главная интрига не только года текущего, но и последних нескольких лет. Во время этого визита могут быть приняты решения, которые долгие десятилетия будут определять политико-экономическую карту мира.
«АН» неоднократно писали о том, что цель международной политики США - либо изолировать Китай, либо сделать его своим стратегическим союзником, либо способствовать развалу, как это случилось с СССР. Из всех возможных вариантов наиболее реалистичным выглядит стратегический союз. Но в отличие от пакта Молотова - Риббентропа, когда Европу разделили на зоны оккупации, Вашингтон предлагает Пекину разделить мир на зоны экономического влияния, без прямого военного присутствия. Это обсуждают в китайском руководстве.
Что это значит? Вся Юго-Восточная и Северо-Восточная Азия отходит под влияние Китая. Сюда же - часть Российской Федерации от Тихого океана до Урала. Плюс та часть Африки, где китайские компании уже прочно обосновались. США, естественно, остаётся вся Европа от Атлантики до Урала, плюс Центральная и Южная Америка.
Первая «чёрная метка» г.г. Обамы и Си Цзиньпина была послана мировым лидерам, и в первую очередь В. Путину, в ноябре прошлого года. Тогда на встрече лидеров стран АТЭС в Пекине они уединились вдвоём почти на четыре часа. Говорят, наши представители на том саммите заметно нервничали. В сентябре они будут нервничать ещё больше. Но это ничего не изменит. Китайцы удивительно прочно и накрепко связаны с США, являясь крупнейшим держателем американских ценных бумаг и американской валюты на триллионы долларов.
Сегодня эти деньги медленно, но верно начинают проникать в Россию. Готовится строительство скоростной железной дороги Москва - Казань, которая станет частью более длинного пути из Пекина в Лондон. Российские банки ВТБ и Сбер берут у китайцев кредиты на 20 млрд долларов, и никто не знает, что они отдали в залог для обеспечения кредита.
Одним словом - разворот в сторону Китая не должен усыпить бдительность нашего руководства. День Победы отгремел, год ушёл на его подготовку, пора думать и о будущем. Не только с кем и против кого дружить, но что и с кем делать внутри страны? Что, наконец, будет с гражданским самолётостроением, что с микроэлектроникой, станкостроением, судостроением и наукой? Да и китайцев можно «разводить» не только на деньги.
Полтора года назад президент Украины Янукович подписал с китайцами договор на 15 млрд долларов об освоении Крыма. Злые языки утверждают, он фактически отдал китайцам Крым, правда - с правом выкупа. Деньги так и остались не освоенными до сих пор. И что если, к примеру, учредить российско-украино-китайский консорциум по освоению Крыма, включению его в маршрут китайского «Шёлкового пути»? Крым до сих пор входит в состав Украины по их конституции, но уже входит и в состав России по нашей. Что мешает осваивать Крым лет пятьдесят или даже сто без обсуждения его суверенитета? Такие примеры в истории есть.
Есть и другие «заманухи» втягивания китайцев в наши стратегические планы. Тот же Севморпуть, сокращающий дорогу из Китая в Европу в два раза. Та же «железка» из Пекина до Хабаровска и далее - Магадан - Чукотка. Плюс тоннель под Беринговым проливом и соединение с американским Лос-Анджелесом. При таких планах мир можно «пилить» по-другому. Но кто у нас будет этим заниматься?
Альтернатива - подумать и согласиться с тем, что от Смоленска до Урала рубль будет ходить наравне с евро или долларом, а от Урала до Владивостока - наравне с юанем. Выбор, согласитесь, богатый.
«Аргументы Недели», Андрей Угланов