Встречи Джона Керри с Владимиром Путиным и Сергеем Лавровым в Сочи вряд ли положили конец многолетнему недоверию между Вашингтоном и Кремлём. Однако они, вполне вероятно, ознаменовали окончание «украинского периода» на международной арене, полагает ирландский журналист Брайан Макдональд, специализирующийся на международной политике.
В 1968 году на выставке картин в стокгольмском Музее современного искусства внимание посетителей было приковано к работам известного художника Энди Уорхола. В программе выставки он написал: «В будущем каждый сможет стать знаменитым на 15 минут». Фраза, которой сам художник, вероятно, тогда не придал особого значения, приобрела всемирную популярность. Поразительно, как многим ничего из себя не представляющим личностям действительно удаётся снискать напророченные 15 минут славы! Или даже больше...
Икона современного искусства, Энди Уорхол, чья настоящая фамилия - Варгола, происходил из семьи, связанной со Словакией и Украиной. Справедливо будет сказать, что последняя в течение полутора лет неоднократно доказывала его тезис. Просто невероятно, как страна, не слишком значимая в экономическом и культурном плане, смогла на столь долгое время захватить новостную повестку дня! Но сейчас, наконец, стало ясно, что 15 минут славы для Украины истекли.
Джон Керри приехал в Сочи не ради ранней увеселительной прогулки по образцовому российскому курорту. Он навестил жемчужину Чёрного моря по делам. По важным делам. Таким образом он подал сигнал, что Вашингтон наконец готов оставить украинский кризис позади и вновь начать работать с Россией по другим вопросам, более остро стоящим перед человечеством. Есть головная боль и посерьёзнее, чем будущее коррумпированного, расколотого на части несостоятельного государства на краю Европы.
Минск, Минск и ещё раз Минск?
Во время совместной пресс-конференции Джона Керри с Сергеем Лавровым больше внимания привлекло то, о чём Керри не сказал, чем то, о чём он говорил. Госсекретарь США говорил о Ближнем Востоке и Минских соглашениях. При этом он ни словом не обмолвился о Крыме и не выражал негодования по поводу «присутствия российских войск» в Донбассе. Керри ясно дал понять, что единственное решение для украинского кризиса - это Минск, Минск и ещё раз Минск. Он упоминал столицу Белоруссии так часто, что непосвященный слушатель мог бы подумать, что Керри прибыл в Сочи для участия в конкурсе скороговорок (я даже придумал для этого воображаемого конкурса задание: «Макс думал, что Минск там же, где Пинск. От Пинска недалеко до Минска, - сказал быстро Макс»).
Правда заключается в том, что все уже устали от Украины - все, кроме неуклонно уменьшающегося числа тех, кто сделал себе имя на майданном кризисе. СМИ выжали из этой ситуации всё что можно, а политикам с обеих сторон уже стали в тягость взятые на себя полномочия. То, что начиналось как нечто крайне эмоциональное, волнующее и непредсказуемое, обернулось для Запада горьким разочарованием. До всех наконец дошло, что так называемая революция всего лишь сменила коррумпированное (но законно избранное!) правительство на оппозиционеров, которые теперь набивают карманы себе и своим дружкам. Актёры-то сменились, но сценарий, по-моему, остался всё тот же.
Я не думаю, что сегодня редактор новостного агентства в Лондоне, Москве или Нью-Йорке отреагируют на сообщения об Украине как-то ещё, кроме неопределённого пожатия плечами.
Я не пытаюсь умалить страдания страны, раздираемой гражданской войной, - они чудовищны. Я просто высказываю неудобную правду. Для сильных мира сего Украина - это вчерашние колбасные обрезки. В нескольких тысячах километров к югу от Украины «Исламское государство» продолжает неистово убивать людей, так что мучения Киева стали делом второстепенным, если не третьестепенным.
Наследие Обамы
Бараку Обаме осталось пребывать в Белом доме полтора года, и ему приходится делать чёткий выбор, каким станет его наследие. Хочет ли он, чтобы его запомнили как президента, который оставил после себя тлеющий Ближний Восток и новую холодную войну? Мне кажется, нет. Трудность для Обамы заключается в том, что для решения обеих этих проблем требуется в первую очередь сближение с Москвой. Визит Керри в Сочи, вероятно, указывает на то, что Вашингтон готов радикально изменить свою политику по отношению к России, чтобы заручиться поддержкой Кремля по другим актуальным вопросам.
На переговорах в Сочи Керри подчеркнул необходимость единства для завершения переговоров с Ираном и урегулирования ситуации в Сирии посредством политического перехода власти. Он также говорил о необходимости изменить отношение к так называемому «Исламскому государству» - толпе безумцев, по сравнению с которыми украинские экстремисты походят на толерантных сотрудников гостиницы. Кроме того, Керри связал отмену антироссийских санкций с полным соблюдением Минских соглашений. Ничего, что договор настолько запутан, что его полноценное соблюдение представляется невозможным. Намерения госсекретаря понятны. Складывается впечатление, что Джон Керри предлагает россиянам сделку: давайте останемся при своём мнении по украинскому вопросу и сосредоточимся на других проблемах (таких как Сирия, Иран и «Исламское государство»), в которых возможно прийти к обоюдному согласию.
Кроме того, Керри поблагодарил Владимира Путина за исчерпывающее изложение своей позиции и почтил память павших советских солдат после того, как Барак Обама отказался присутствовать на праздновании 70-ой годовщины Победы в Москве 9 мая. Госсекретарь также воспользовался возможностью осадить президента Украины Петра Порошенко в связи с его безрассудными заявлениями о намерении отвоевать донецкий аэропорт. Всего несколько месяцев назад американцы почти наверняка отрицали бы, что слышали о подобных высказываниях. Сейчас, когда затычки из ушей удалены, звёздный час Порошенко подошёл к концу.
Соглашение достигнуто?
Со своей стороны Сергей Лавров почувствовал, что Россия и США согласились надавить на свои «стороны» (на ополченцев и на Киев соответственно) ради исполнения минских договорённостей. Хитрый глава российского МИД откликнулся и на настроения Керри в связи с Ближним Востоком, и это дало повод полагать, что стороны достигли какого-то согласия.
Заключили власти США и России некое джентльменское соглашение или нет, но сочинский визит Керри был определённо важен. Впервые с начала украинского кризиса Россию посетил высокопоставленный американский чиновник, а то, что он встретился с Путиным, указывает на взаимное стремление к оттепели в отношениях.
Несмотря на нерешённый украинский вопрос, Москва и Вашингтон могут многого достичь, если будут сотрудничать. Учитывая, что Ближний Восток катится в тартарары, двум мировым военным сверхдержавам, наверное, пора забыть о разногласиях.