Более 150 ветеранов боевых действий подали сведения в Книгу памяти о ветеранах боевых действий в Мурманской области. Сейчас Мурманское областное отделение Международного общественного фонда «Российский фонд мира» собирает информацию для второго тома. По мнению председателя этой общественной организации, депутата Мурманской областной Думы Виктора Сайгина, увековечивание памяти наших земляков, достойно исполнивших воинский долг, - это важный патриотический проект. Второй том Книги памяти станет настоящей семейной реликвией для ветеранов боевых действий и их семей.
«По окончании Куриловской восьмилетней школы в 1980 году приехал в город Мурманск. Осенью 1983-го года по комсомольской путевке военкоматом города Мурманска был направлен в Краснознаменный Северо-западный Пограничный округ для прохождения службы, вспоминает мурманчанин Евгений Карандашев. - После прохождения первоначальной «учебки» продолжил службу на погранзаставе в Сосновоборском погранотряде Ленинградской области.
Имел спортивные разряды по стрельбе из стрелкового оружия. Уверенно владел многими видами оружия. Осенью 1984-го года во время несения службы задержал двух учебных нарушителей. За задержание нарушителей начальником заставы был поощрен двухнедельным отпуском. Написал письмо домой, что скоро приеду. Готовился к встрече с родными. Утром перед отъездом был неожиданно вызван в особый отдел и получил предложение выехать в Республику Афганистан для оказания интернациональной помощи. Разговор был очень короткий. Получив согласие, услышал в ответ: «Другого ответа от вас не ожидали». Получив инструктаж о соблюдении секретности, был направлен для прохождения дополнительной спецподготовки в погранотряд в городе Душанбе.
Обучение было очень интересным. Преподавали советники, имеющие опыт войны в разных странах, изучали все, мелочей не было. Обращалось внимание на обычаи, уклад жизни в Афганистане. Особое внимание из-за специфики поставленных задач было уделено тому, чтобы каждый курсант принял решение оказывать интернациональную помощь добровольно. За время обучения из нашего курса только один курсант отказался от командировки и был отчислен.
Мы готовились и ждали отправки в Афганистан. По окончании обучения нас в последний раз на память сфотографировали по одному в пограничной форме (позже, когда появились первые потери, мы поняли зачем). Переодели в общевойсковую форму и на самолете мы пересекли границу.
Не верилось, что мы в Кабуле. Смотрели большими глазами, как самолеты, заходя на посадку, производят отстрел от тепловых ракет. Стингеры тогда уже начали поступать на вооружение моджахедов. Мы были разбиты на группы. Наша группа временно разместилась в каком-то глинобитном двухэтажном доме на окраине Кабула. Довезли оружие, распределили оборону, сектора обстрела, пути отхода. Все воспринималось как-то не совсем реально. Как будто со стороны. Было тихо. Кругом ходили афганские жители. С высоты второго этажа были видны соседние дворы. Было видно, чем занимались афганцы. Все было тихо и спокойно. Войны не было.
Ночь все изменила. Не ошибусь, если скажу, что первую ночь не только часовые, но вся группа не спала. Что-то взорвалось. Небо рассекали трассеры. В небо периодически взлетали осветительные ракеты.
Где-то недалеко шел бой. Только под утро в обнимку с автоматами мы заснули. Так началась командировка в Афганистан, вдали от дома с редкими письмами от родных на полевую почту...
Афганские душманы («духи») были хорошо подготовленными воинами. У них была тактика партизанской войны. Они готовили засады, нападали неожиданно и быстро уходили, часто использовали минометные обстрелы.
Мирное население было расположено доброжелательно к советским войскам «шурави». Наши солдаты помогали мирному населению, делились продуктами, топливом. Военные врачи оказывали медицинскую помощь мирным жителям. В Афганистане появилось много настоящих друзей - афганцев. Жаль, что никогда не узнать, как сложилась их судьба после ухода наших войск. Да и мы, к сожалению, не все после командировки смогли встать в строй. Гибель одного солдата для армии почти незаметна, а для родных и близких это - невосполнимая потеря».
По окончании службы Евгений Алексеевич вернулся в город Мурманск. Работал на различных должностях младшего, среднего и начальствующего состава Управления внутренних дел. Неоднократно поощрялся как руководством УВД, так и правительством Мурманской области. В 2011 году вышел на пенсию в звании подполковника и должности заместителя начальника управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Мурманской области.
В настоящее время работает в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области в должности начальника отдела гостехнадзора и контроля Мурманской области.
Награжден орденом «За заслуги», медалью «За безупречную службу» II степени, медалью «От благодарного афганского народа» Республики Афганистан, медалью «За отличие в службе» I степени, медалью «За ратную доблесть» и другими памятными наградами.