В Государственной Думе состоялось заседание Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. В рамках комитета обсуждался законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов». Депутат от Мурманской области Алексей Веллер высказал свою позицию в защиту рыбаков.
- Ситуацию с краболовным промыслом действительно нужно менять. В первую очередь, это относится к увеличению доходов федерального бюджета от деятельности рыбохозяйственной отрасли вообще и добычи крабов в частности. Поскольку последняя является самым высокорентабельным сегментом рыболовного бизнеса. Однако меры, предлагаемые сегодня правительством, не просто не устраивают рыбаков, они усугубляют недоверие к правительству.
Чтобы понять, почему так происходит, нужно вспомнить предысторию вопроса. В июле 2016 года был принят Федеральный закон № 349 «О внесении изменений в закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части распределения квот добычи биологических ресурсов».
В этом документе было введено понятие инвестиционной квоты и предусмотрена конкурсная процедура отбора инвестиционных проектов для рыбной промышленности - это строительство на российских верфях рыбопромысловых судов и строительство береговых рыбоперерабатывающих предприятий. Общий объем инвестиционной квоты не должен превышать 20-ти процентов. Во исполнение этого закона Правительством РФ был утвержден перечень биоресурсов, в отношении которых выделяется квота на инвестиционные цели. В этот перечень включены крабы. Также постановлением Правительства от 25 мая 2017 года (№ 633) установлены требования к инвестиционным проектам для промысла и переработки минтая, сельди, трески, пикши. Но вот краб в этот список уже почему-то не вошел.
При этом Росрыболовсво неоднократно заявляло, что требования к инвестпроектам для промысла краба все же будут разработаны и выйдут как дополнение к уже принятому постановлению. Однако этого рыбаки так и не дождались.
Многие компании, занимающиеся выловом краба, поверили чиновникам из правительства и заказали на российских верфях суда для вылова, как того закон и требовал. Размеры прямых инвестиций и кредитных обязательств этих компаний сегодня исчисляются десятками миллиардов рублей. Также в 2017 -2018 годах были подписаны контракты с российскими верфями на постройку 30-ти судов- краболовов. Срок строительства - 2019 год, а пилотное судно уже спущено на воду. Увы, чиновники не исполнили ни федеральный закон, ни свое же постановление в отношении краба. В результате строительство остальных судов сегодня фактически сорвано.
Судостроительные предприятия теряют крупные контракты, а их коллективы остаются без работы. Однако чиновники все же вспомнили о рыбаках. И вместо обещанного постановления о крабе вдруг внесли в Государственную Думу РФ совершенно новый законопроект. На этот раз документ предлагает еще один вид квот на добычу крабов в инвестиционных целях, а также изъятие из уже распределенных квот уже не 20, а 50 процентов и распределение этого ресурса по итогам электронных аукционов. При этом договора о предоставлении лимитов вылова вроде бы предусматривают обязательства по строительству неких объектов, но без уточнения каких именно.
Хочется спросить, так для чего предлагается данный законопроект, меняющий «исторический принцип» и возвращающий инвестиционные аукционы?
Если кто-то попытается найти отвеет в пояснительной записке к документу правительства, то попытка эта окажется тщетной. Ни цели законопроекта, ни какие проблемы он поможет решить нигде не указано.
Говорится, правда, об увеличении бюджетных доходов. Вроде бы от проведения аукционов бюджет сможет пополниться на сумму 80 миллиардов рублей. Это единоразовый платеж за 10 лет (закон предполагает такой срок введения квоты). Но все же откуда взялась именно эта цифра? Объяснений опять нет.
Здесь стоит вспомнить еще одну немаловажную подробность. Еще в 2015 году Президент РФ в целях повышения отдачи от рыбохозяйственной отрасли поручил внести изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся увеличения размеров ставок за пользование водными биоресурсами. На дворе 2019 год, а законопроекта так и нет. Правда, сегодня на заседании комитета Госдумы глава Росрыболовства Илья Шестаков пообещал, что законопроект все же будет внесен в январе уже следующего года. Минсельхоз предлагает следующие ставки: это 80 тысяч рублей за тонну камчатского краба и 40 тысяч рублей за тонну краба Опилио. Давайте посчитаем. Перемножив эти ставки на объемы разрешенного вылова краба, получим более 6-ти миллиардов рублей в год гарантированных доходов в бюджет. Ну а за 10 лет это уже 60 миллиардов рублей.
Так что же лучше - 60 гарантированных миллиардов или 80 виртуальных? По- моему, ответ очевиден. Есть и позиция рыбопромышленников, уверяющих, что они смогут выдержать даже некоторое увеличение налога на пользование биоресурсами. Это значит, что бюджет можно пополнить и еще.
Стоит вспомнить и то, что 80 процентов данного налога зачисляется в региональный бюджет, и 20 - в федеральный. Сбалансированности региональных бюджетов мы уделяем немало внимания. Так вот прекрасный способ их наполнить! Для одной только Мурманской области доходы составят более 1 миллиарда рублей в год.
А еще в Росрыболовстве много говорят об обновлении рыбопромыслового флота. Но вряд ли новый закон направлен на эти благие цели. Предыдущий закон (ФЗ 349) правительством не выполнен, хотя все механизмы для технического перевооружения флота там были, а новый закон как раз их ломает.
Может быть, речь идет о развитии конкуренции? И здесь - скорее обратная картина. Сейчас краба добывают примерно100 компаний. В случае принятия законопроекта их положение принципиально и резко ухудшится. Они будут лишены наиболее рентабельного ресурса - краба. Их участие в предполагаемых аукционах может привести к еще большей закредитованности. А это уже прямая угроза закрытия предприятий, на которых трудятся только в Северном бассейне около 7,5 тысячи человек.
Между тем уже сегодня рыбохозяйственный комплекс дает серьезный доход в местный бюджет. Только уплачиваемый единый сельхоз налог (ЕСХН) составляет ежегодно более 1,6 миллиарда рублей, а вместе с НДФЛ более 2 миллиардов рублей. Это составляет примерно 25 процентов всех собственных доходов бюджета города Мурманска. Если законопроект будет принят в предложенном виде, то и количество рабочих мест и доходы местного бюджета, к сожалению, могут существенно сократиться.
Подытоживая сказанное, хочется отметить, что новый правительственный законопроект о квотах на вылов краба оставляет впечатление сырого и недоработанного. В нем не видно концептуальной пользы, скорее виден вред. Дело в том, что все меры по повышению эффективности рыбной отрасли уже заложены в действующее законодательство. Нужно просто правильно ими воспользоваться.
Фото: Nord-News
Сейчас читают также: Тюремное заключение может стать смертельным для Игоря Бабенко