Сегодня решил написать о том, что происходит в нескольких тысячах километров от Мурманска, и, казалось бы, не имеет к нам никакого отношения. Не имеет отношения только в том случае, если мы не единая страна, если имя ей не Россия. Тогда, безусловно, происходящее в Хабаровске не имеет к нам никакого отношения...
9 июля был задержан губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. Он стал юбилейным, пятнадцатым губернатором, арестованным с 2004 года. Его обвиняют ни много, ни мало, в организации заказных убийств в 2004-2005 годах. Сами понимаете, что это вплоть до пожизненного. Арест Фургала дал огромную пищу для размышлений абсолютно всем, начиная от Кремля и заканчивая самыми отдаленными уголками нашей необъятной Родины. Хотя, если разобраться, Хабаровский край как раз не ближний свет, и если вспомнить песню «От Москвы до самых до окраин...», то Москва - это, как ни крути, Москва, а Хабаровск и есть «самая окраина».
Отмечу, что президент России Владимир Путин не бросился срочно снимать Сергея Фургала с должности с привычной уже формулировкой «за утрату доверия». И то правда, какое уж тут доверие, когда такие обвинения предъявляют. Владимир Путин прекратил полномочия губернатора только 20 июля. И тут же назначил врио. Сергей Фургал, как известно, сокол Жириновского. Новый врио из той же песочницы.
В этом деле у каждого из его участников имеются свои резоны. Президентский резон понятен. Он дождался предъявления обвинения Фургалу, понял, что закрыть его могут надолго и только тогда освободил его от должности и назначил врио. Целый край не может быть без хозяина.
Арестовал Сергея Фургала Следственный комитет. Его резон понятен - преступник должен сидеть в тюрьме. Непонятно другое. Каким таким чудесным образом вдруг начинают раскрываться дела, которые полтора десятилетия были «глухарями»? Или «висяками»?
Понятен резон суда, закрывшего Сергея Фургала в Лефортово - слишком уж серьезные статьи УК. Понятен резон Владимира Жириновского, который тут же поднял крик «наших бьют!». Все-таки арестован товарищ по партии, соратник. Не человек, вступивший в ЛДПР месяц назад, а партиец с серьезным стажем.
Сергей Фургал, фото: kremlin.ru
А вот дальше начинаются сплошные непонятки. На мой взгляд, главная из них - это поведение жителей Хабаровска и всего Хабаровского края. Там уже две недели ежедневно проходят митинги. А вот в поддержку кого или чего? Всяк на свой лад объясняет происхождение этого явления. Уже и новый врио прибыл в регион, а люди все никак не уймутся.
Кремль, судя по всему, с объяснением этого феномена пока не определился окончательно, но явно и привычно склоняется к тому, что митинги проплачены «квази-оппозицией». Владимир Жириновский, что вполне естественно, объясняет эти акции безмерной любовью к Либерально-демократической партии вообще и к Сергею Фургалу в частности. А по мне так люди просто устали от «наперсточничества» власти. Ей ничего не стоит поменять правила игры после ее начала, в том случае, если она (игра) складывается не в ее пользу. Так, на мой взгляд, произошло с отменой губернаторских выборов после чудовищного теракта в Беслане 1-3 сентября 2004 года. Уже 14 сентября президент России Владимир Путин предложил отменить прямые выборы, увязав их с терактом. Но, то ли авторитет у президента был у Государственной Думы в те времена не столь непререкаемым, то ли Дума еще не научилась мгновенно откликаться и брать под козырек, но с законопроектом об отмене губернаторских выборах они проваландалась до середины декабря. Он был принят 16 декабря 2004 года, а последние на тот момент прямые выборы губернатора состоялись в январе 2005 года в Ненецком автономном округе.
Может быть симптоматично, что отмена губернаторских выборов совпала с началом их посадки. При Борисе Ельцине губернаторов не сажали вовсе. В первые годы президентства Владимира Путина тоже, но отменив выборы губернаторов, он решил, что пора. Первым стал в 2004 году губернатор Камчатки коммунист Михаил Машковцев. Ему предъявили совокупный ущерб на 7 миллиардов рублей по нескольким уголовным делам. Но первый блин оказался комом. Машковцеву удалось переизбраться, и дела закрыли по истечении срока давности.
Владимир Путин и Михаил Машковцев, фото: kremlin.ru
Неудачный первый опыт власть ничему не научил. Три следующих губернатора: глава Ненецкого АО Алексей Баринов, губернатор Амурской области Леонид Коротков и глава Иркутской области Александр Тишанин попали в 2007-2008 годах под типичные "губернаторские" обвинения: злоупотребление служебным положением, халатность, нецелевое расходование бюджетных средств. После судебных мытарств Коротков был оправдан судом, на Тишанина дело закрыли из-за отсутствия состава преступления, Баринова приговорили условно и отпустили из зала суда. Хотя, нет, опыт власть научил, ведь сразу три губернаторских кресла освободились для нужных людей.
А еще отменой губернаторских выборов нам словно бы сказали, что мы бараны, которые не способны выбрать губернатором своей области человека безупречной репутации. И что теперь дело пойдет на лад, поскольку губернаторов начнут назначать сверху. И вроде бы дело действительно пошло на лад. В годы президентства Дмитрия Медведева губернаторов сажать перестали. Только на излете медведевского срока был арестован и посажен на 9 с половиной лет губернатор Тульской области Вячеслав Дудка. Но ирония судьбы состоит в том, что его туляки не выбирали! Он уже был из президентских назначенцев, единоросс. То есть, по всем меркам человек достойный во всех отношениях, и вдруг такой конфуз.
Дмитрий Медведев и Вячеслав Дудка, фото: kremlin.ru
В последующие годы посадок стало больше. В 2015 году за решетку отправились сразу 3 губернатора: Брянской области Николай Денин, Сахалинской области Александр Хорошавин и глава Республики Коми Вячеслав Гайзер. Денин получил четыре с половиной года, Хорошавин 13 лет, а Гайзер сел на одиннадцать.И что любопытно, из этой троицы только Николай Денин оказался губернатором, так сказать, смешанного типа, то есть, сначала народ всенародно его избрал, а потом президент, следуя за народом, продлял его полномочия вплоть до ареста. А вот пара Хорошавин-Гайзер уже были в чистом виде президентские назначенцы. Как видно, прозорливость главы государства находится на том же уровне, что и прозорливость нас простых смертных. Надо ли говорить, что вся троица была из «Единой России»? Нет, не надо. Это и так ясно. Прямые выборы в 2012 году вернули, но легче от этого никому не стало. Ни власти, ни нам, простым смертным, ни избранным губернаторам.
Владимир Путин и Николай Денин, фото: kremlin.ru
Ну и как после этого мне не обратиться к классику? К Уильяму нашему Шекспиру: «Something is rotten in the state of Denmark». Это слова Марцелло, наблюдающего появление призрака короля-отца и его встречу с Гамлетом. Два самых известных перевода этой фразы на русский язык таковы: первый - неладно что-то в Датском Королевстве, но мне больше нравится второй перевод, там более, что он дословный: прогнило что-то в Датском Королевстве. Сказано в 1623 году, а как актуально сегодня! Только название Королевства поменять. А вы говорите Фургал, Фургал...