Государственный регулятор
На прошедшей неделе в лентах федеральных СМИ появилась новость о возможности сахарного дефицита. Якобы его производители стали отказывать в отгрузках продукции.
Как это часто бывает, ситуация возникла совершенно неожиданно. Государство ради сдерживания цен на сахар приняло решение с 1 апреля до 1 июня зафиксировать предельную цену в 36 рублей за килограмм сахара, при этом решив выделить субсидию в размере 5 рублей на килограмм продукции, отпущенной по фиксированной цене. С точки зрения государства такое решение должно было, с одной стороны, сдержать цену, а с другой - компенсировать выпадающие доходы производителя.
Однако эффект такого решения стал практически обратным. В ожидании 1 апреля часть поставщиков (по некоторым источникам, один крупный поставщик) полностью прекратила поставки сахара, что привело к дефициту продукции на распределительных центрах крупного ритейла, даже объемы будущих поставок не подтверждались производителем.
Возможная причина такого поведения производителей - это не только попытка продать свою продукцию по более высоким ценам, но, скорее, непонимание механизма распределения и выделения субсидии. Очевидно, что бизнес всегда будет пытаться удержать норму прибыли и минимизировать возможные риски ее недополучения, это нормально. Поэтому искусственная регуляция рынка часто оказывается непредсказуема.
В целом это чем-то напоминает мартовскую ситуацию с экспортерами сельхозпродукции. Когда участники рынка зная о предстоящем введении экспортных пошлины на кукурузу и ячмень, увеличили объем экспортируемой продукции в 10 раз. Это было сделано, чтобы отгрузить максимально возможное количество товара до вступления пошлин.
ФАС на стороне местных
Еще в начале этого года премьер-министр России Михаил Мишустин призвал глав регионов способствовать появлению продукции местных производителей на прилавках в крупных торговых сетях. До недавнего момента практика складывалась таким образом, что, дабы появиться на полке в крупной торговой сети, небольшому производителю мог понадобиться не один год даже при хорошем стечение обстоятельств. Возможно, что скоро эта практика может измениться.
В конце марта появилась новость о том, что «Пятёрочка» выплатила штраф в 2 млн. рублей за отказ продавать продукцию Бугульминского молочного комбината (Татарстан).
Производитель в течение двух лет, с 2017 по 2019 гг., направлял в торговую сеть «Пятёрочка» предложение о сотрудничестве и рассмотрении вопроса добавления на полки магазинов производимой продукции. Однако, каждый раз производитель получал отказ. УФАС по Татарстану посчитало, что подобное поведение «Пятёрочки» нарушает требование закона о торговле, где указан запрет на создание препятствия к доступу на товарный рынок.
Решение УФАС устояло в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде и Арбитражном суде Поволжского округа и возможно станет еще одним рычагом, применяемым Федеральной антимонопольной службой на местах.
И традиционное «будет дорожать»
Рубрика про удорожание всего и вся рискует стать постоянной. На этот раз мне прилетело информационное письмо от одного из поставщиков мясной продукции. Достаточно крупный производитель с практически безупречным качеством продукции («практически» пишу не потому, что были нарекания, а потому, что всегда оставляю в уме такую возможность).
В письме, кроме всего прочего, были указаны причины грядущего роста цен. Так, цена кормовой кукурузы выросла на 72%, цена подсолнечного шрота на 36%, стоимость белково-витаминно-минеральных комплексов увеличилась на 18%. Добавим к этому рост цен на дизтопливо и получим закономерный рост стоимости конечного продукта. Кроме того, держа в уме, что в следующем году нас ждут корректировки в части утилизационного сбора на сельхозтехнику и размера экосбора на утилизацию упаковки, то становится понятно, что цены на сельхозпродукцию продолжат свой рост в долгосрочной перспективе.
Фотография Татьяны Кудряшовой