Еще не закончилась резонансная история с попыткой контролеров запретить потрошить треску на прибрежных судах, как, похоже, в морских Арктических регионах России набирает обороты новый запретительный сюжет.
Как известно, рыбная продукция появляется из сырья, которое называется уловом водных биоресурсов. Уловы необходимо учитывать и контролировать, и это само по себе не вызывает никаких возражений. В этой связи основным регламентирующим государственным актом являются Правила рыболовства, нарушение которых согласно КоАП наказуемо. Штрафы в отдельных случаях могут достигать миллионов рублей на капитана рыболовного судна и десятков миллионов на судовладельца (пользователя водных биоресурсов).
Недавно приказом министра сельского хозяйства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 292 «Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна» (вступают в силу с 01 сентября 2021 г.) была утверждена новая редакция указанных Правил. Казалось бы, ну и что тут такого, рядовое событие, изменения в подзаконные акты вносятся постоянно. Однако, не будем спешить, здесь случай особый - удивительный, можно сказать, случай.
После подписания указанного выше приказа министром сельского хозяйства, в процессе регистрации документа в Минюсте России у коллег-юристов вдруг возникли свои ведомственные мысли по поводу учета рыбы. В результате в Приказ Минсельхоза были внесены изменения, которые являются, мягко говоря, принципиальными для всех без исключения рыбодобывающих предприятий Севера России.
Вот так легко и просто, без предварительного публичного обсуждения с профессиональными и хозяйственными организациями был существенно изменен механизм учета уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) рыболовными судами при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства.
Как утверждают инициаторы этого нормативного новшества, используемые рыбаками с советских времен нормы (переводные коэффициенты) выхода рыбной продукции из рыбы-сырца (рыба-сырец - выловленная рыба без признаков жизни, находящаяся на палубе судна) отсутствуют в российском законодательстве, поэтому переводные коэффициенты нельзя использовать в качестве инструмента учета улова водных биоресурсов на борту судна. Теперь улов нужно взвешивать. Да, вы не ослышались - именно взвешивать на весах. Есть варианты: обмерять в мерном бункере.
Итак, внимание. После подъема на борт судна трала с рыбой весом может быть 10, а может быть 80 тонн теперь нужно выливать из него улов на палубу или куда-то внутрь судна, отсортировать разную рыбу по отсекам или специальным контейнерам, взвесить на весах или обмерить в специальном мерном бункере. Каждый вид рыб отдельно. А уже после этого высыпать взвешенный улов по видам водных биоресурсов на транспортер для производства на судовой фабрике различной рыбной продукции, которую, в свою очередь, потом тоже нужно взвесить. Такой вот нескучный «круговорот рыб, весов и отчетов» придумали.
Для рыбаков очевидно, что исключение из Правил рыболовства переводных коэффициентов для учета на рыболовных судах уловов водных биоресурсов будет иметь негативные последствия и нанесет экономический ущерб прибрежным территориям Арктической зоны Российской Федерации.
В мировом индустриальном морском рыболовстве отсутствует практика использования весового и объемно-весового методов учета и контроля уловов донных видов рыб на борту больших траулеров. Попытки были. Но результаты показали полную бессмысленность этой идеи. В связи с конструктивными особенностями судов рыбопромыслового флота, используемых в морях Северной Атлантики, обеспечить этими методами учет и контроль объемов уловов донных видов рыб (треска, пикша, зубатка, палтус и многие другие донные виды) на борту больших траулеров, ведущих промышленное и прибрежное рыболовство - технически и технологически сложно. А экономически эта затея сводит результаты деятельности рыболовного судна, мягко говоря, к неопределенности. При подъеме донного трала с многотонным уловом значительные потери промыслового времени на сортировку и взвешивание каждого вида рыб делают морское рыболовство малоэффективным. Переоборудование на судостроительных заводах сотен российских рыболовных судов под установку на них «умных» механических сортировщиков, промышленных весов и мерных бункеров возможно лишь теоретически. Кроме того, это потребовало бы вывода из эксплуатации на длительный срок всего рыболовного флота, а значит неизбежна была бы остановка российского промысла в Баренцевом море. В общем, ерунда полная.
Куда бежать рыбакам?
Много десятилетий Россия и Норвегия успешно эксплуатируют совместные рыбные запасы трех арктических морей. Исчезновение из Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна переводных коэффициентов для указанных выше целей, учитывая особенности отечественного контроля в сфере морского рыболовства, может привести к некоторым последствиям.
Во-первых, к окончательному уходу нашего рыболовного флота из морских вод российской Арктики (исключительная экономическая зона Российской Федерации в Баренцевом море) в морские воды юрисдикции Норвегии, где решениями Смешанной Российско-Норвежской комиссией по рыболовству переводные коэффициенты для учета и контроля уловов водных биоресурсов узаконены и действуют для всех рыбаков мира, а их применение контролируется Норвежской береговой охраной.
Во-вторых, эта нормативная «новелла» будет иметь негативные последствия на международном уровне. Указанные Правила рыболовства в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море распространяются, в том числе, на иностранные суда, осуществляющие рыболовство в данном морском районе по квотам добычи (вылова) водных биоресурсов, установленным для иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Очевидно, по «логике» авторов этих нормативных изменений, рыболовные суда под иностранными флагами, работающие в наших водах на законных основаниях, также должны обзавестись весами и мерными бункерами.
Заключение
Куда бежать российским рыбакам? Это вопрос не только про «переводные коэффициенты». Нет. Это вопрос о качестве государственного управления рыбным хозяйством Российской Федерации, о том, что происходит в отрасли, что будет дальше и к чему готовиться - какие еще нормативные «сюрпризы» чиновники различных государственных ведомств и служб приготовили российским рыбакам.
Рыбаки пишут письма руководителям правительства, министрам, сенаторам, депутатам, губернаторам - спасите от неугомонных «кабинетных мореплавателей», ибо они нас не слышат! Но, увы, ничего не меняется, межведомственные нормативно правовые эксперименты над рыбным хозяйством России продолжаются, как правило, в режиме полусекретной спецоперации, преподнося отрасли один нормативно-разрушительный «сюрприз» за другим.