Об особенностях национального контроля и отчета в сфере рыбохозяйственной деятельности уже рассказывалось на страницах Nord-News.
Первым тревожным сигналом стала убитая административными штрафами рыбная печень.
Похороны преждевременно ушедшей из потребительской жизни северян вкуснейшей печени прибрежной трески «изготовлено в море - высший сорт» разбудили в народной душе реакцию, выраженную известной фразой «они что там наверху, совсем уже ...». Событие вызвало полное недоумение у коренных жителей рыбной столицы - города-героя Мурманска. Однако, как говорил в свое время архитектор перестройки, «процесс пошел».
В последние годы революционные идеи «совершенствования модели и повышения эффективности» российского рыбного хозяйства безбрежно растеклись по коридорам и кабинетам, пропитав неугомонные умы многочисленных государственных столоначальников - рыбных стратегов и рыбных тактиков. Не осталось без их внимания и Кольское Заполярье. Рыболовство в Арктических морях как объект для нормативно-контрольных экспериментов стало особой мишенью у этих людей. И все это, по их мнению, ради социально-экономического развития северных регионов страны. В результате первый раз в истории Мурманской области большинство судов прибрежного рыболовства вынужденно прекратили выходить в море. Возвращающиеся в порт траулеры с рыбой встают к причалам на неопределённый период. Как говорил о работе госаппарата легендарный председатель Правительства России Виктор Степанович Черномырдин, «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».
Почти двадцать лет прибрежный промысел в Баренцевом море ведут десятки небольших судов, которые в последнее время обеспечивают ежегодные поставки охлажденной трески и пикши на береговые перерабатывающие заводы и в торговые организации в объеме до пятидесяти тысяч тонн. Свежая морская рыба без заморозки, по доступной цене, прямо с борта рыбацкого судна - это уникальное потребительское преимущество жителей Крайнего Севера.
Что произошло
С 1 ноября 2020 года на тридцать четыре прибрежных траулера, доставивших в порт Мурманск груз охлаждённой потрошённой трески и пикши, были составлены акты осмотра судов с новыми принципиальными замечаниями в части, касающейся ведения прибрежного промысла. Замечания нешуточные, за шкерку трески и пикши на борту судна прибрежным рыбопромышленникам теперь «светит» серьезный административный штраф.
По максимуму: на должностных лиц (капитанов судов) - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой. В среднем суммарно при каждом заходе в родной арктический порт штрафы могут составить от 2-х до 7-8 млн рублей в зависимости от промысловой производительности судна.
В обоснование предложенного подхода приводится аргумент о том, что в Федеральном Законе о рыболовстве, несмотря на отраженную в нескольких статьях закона «продукцию из уловов прибрежного рыболовства» отсутствует какая-либо информация о самой этой продукции. В связи с этим контролеры настаивают на недопустимости потрошения трески и пикши на борту мурманских прибрежных судов - уловы нужно привозить на берег в первозданном виде.
Реакция рыбаков
В этой ситуации многие капитаны стали всерьез задумываться о том, как работать в условиях личной административной и материальной ответственности под угрозой огромных штрафов. Судовладельцы опасаются за «систематические нарушения», отражаемые теперь в актах, лишиться своих судов и договоров с государством на право вылова рыбы. Оставшиеся в настоящее время без работы трудовые коллективы рыбодобывающих предприятий думают, как жить дальше.
Реакция берега
В связи с информацией об остановке работы прибрежного флота руководители мурманских рыбзаводов начали сообщать своим поставщикам - директорам рыбодобывающих предприятий, о нехватке охлаждённого рыбного сырья. У заводов из-за отсутствия рыбы-сырца без морской заморозки могут сорваться экспортные контракты по филе трески в текущем году. Переработчики опасаются, что из-за нарушения своих обязательств они не смогут до конца года перезаключить с покупателями на обычных условиях договоры на следующий год. Разговоры об остановке прибрежного флота на Севере страны встревожили и оптовиков, обеспечивающих регулярные поставки продукции прибрежного рыболовства Мурманской области в федеральные торговые сети, в том числе в Санкт-Петербург и Москву. Появился риск невыполнения условий контрактов и разрыва деловых отношений с торговыми гигантами.
Реакция ветеринаров
Контрольная инициатива делает производство пищевой рыбной продукции высокой степени переработки из охлаждённой трески и пикши практически не соответствующим требованиям законодательства о ветеринарии. Межгосударственный стандарт Евразийского экономического сообщества «Рыба охлажденная» (ГОСТ 814-2019) не допускает изготовление в неразделанном виде трески, пикши и сайды массой более 0,4 кг, а сроки хранения в охлажденном виде (не достигая температуры замерзания тканевого сока, до температуры в толще продукта не выше 5°C) в ящиках со льдом не превышает 12 дней с момента вылова до дня реализации в магазине или глубокой заморозки. Как отмечают ветеринары, ограниченные сроки хранения рыбы-сырца согласно технологическим требованиям абсолютно обоснованы, чем раньше произойдет удаление внутренностей и обескровливание рыбы, тем лучше - после вылова части личинок анизакид, которые находились в органах пищеварения, реактивно нивелируют оттуда в другие органы и в мясо рыбы. Поэтому потрошение и очистка рыбы в максимально короткие сроки после ее вылова резко снижает вероятность инфицирования съедобных частей.
При хранении свежей непотрошеной рыбы создаются условия для развития патогенных организмов в мышечной ткани, в жабрах, в пищеварительном тракте, что приводит к размягчению рыбного мяса - такой «продукт» становится отличной питательной средой для размножения микроогранизмов и гарантированно не пройдет ветеринарно-санитарную экспертизу. Небезопасная рыба подлежит уничтожению.
Реакция Росрыболовства
Отраслевое ведомство в этой ситуации заняло интересную позицию. Прочитало рыбакам лекцию об «идеологии» прибрежного рыболовства и о развитии береговых рыбоперерабатывающих предприятий. Заявило, что невозможно перезаявиться на промышленное рыболовство тем, кто уже подал в Росрыболовство заявки на прибрежное рыболовство в 2021 году, так как в законодательстве отсутствует «механизм». Много слов сказано о необходимости обеспечения береговых рыбфабрик сырьем. При этом чиновники не слышат то, что говорят сами мурманские фабриканты. А говорят они, что не надо менять вид разделки трески и пикши на борту прибрежного судна, что им не нужна рыба с головой, что это делает качество продукции ниже, а экономику фабрик более затратной. Тем не менее, Росрыболовство настаивает на том, чтобы прибрежники в любом случае возили рыбьи головы на берег. Отраслевой регулятор откровенно заявляет попавшим в правовую и контрольную ловушку рыбакам-прибрежникам, что те, кому что-то не нравится, могут сменить вид рыболовства и стать «океанистами».
Выводы
Прибрежное рыболовство на Севере России под угрозой. В сложившихся обстоятельствах рыболовецкие предприятия, имеющие суда-охлажденщики, перейдя по совету отраслевого регулятора в промышленное рыболовство, скорее всего в дальнейшем предпочтут «там» и остаться - работать по российской национальной квоте в морских водах, лежащих за пределами юрисдикции России, продавая рыбу на норвежские фабрики. Даже без добавки к прибрежной квоте это экономически выгодно - цены другие. Кроме того, там спокойнее. Однако возникает вопрос: как тогда быть с социально-экономическим развитием мурманского берега и, в частности, с береговой рыбопереработкой?
Если в ближайшее время оперативно не будет принято государственное решение о сохранении условий ведения данного вида рыболовства в прежнем режиме, то работа прибрежного флота на Севере страны в ближайшие годы будет окончательно завершена. Это неизбежно нарушит регулярные массовые поставки охлажденной трески и пикши на рыбоперерабатывающие заводы и в торговые организации Мурманской области, а также традиционным оптово-розничным покупателям мегаполисов: Москва и Санкт-Петербург. В определенной степени сократят свою работу предприятия по ремонту и обслуживанию рыболовного флота, включая крупнейший рыбный порт российской Арктики.
P.S.
При Администрации Президента России много лет функционирует Межведомственная Рабочая группа по подготовке предложений, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса. В ней, как правило, собираются только государственные руководители, обсуждая, в том числе, и контрольные вопросы. Именно на этой рабочей площадке государственные службы и ведомства обсуждают прорехи законодательства о рыболовстве. Почему соответствующие должностные лица еще год назад не обратили внимание Минсельхоза России на пробел в законодательстве - непонятно. Вместо этого в 2020 году были написаны письма рыбопромышленникам. Но рыбаки не пишут законы - рыбаки ловят рыбу по законам, которые принимают государственные лица. Пока бюджетные люди: отраслевые чиновники, депутаты, сенаторы, разбираются в том, что теперь делать и сколько времени это займет, десятки мурманских прибрежных судов стоят у причалов, а налогоплательщики-рыбопромышленники слышат в свой адрес обвинения в том, что они сами во всем виноваты.
Все перевернулось с ног на голову.