В Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации 12 октября прошло заседание «круглого стола» на тему: «О возможном влиянии расширения механизма инвестиционных квот на финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов».
Без преувеличения, к данному мероприятию готовилась вся рыбацкая Россия: от Камчатки и Сахалина до Архангельска и Мурманска. Рыбопромышленники переживали. Серьезно отнеслись к «круглому столу» и руководители приморских территорий.
В результате полуторачасового заседания сенаторы не поддержали предложенные представителем собственника Русской рыбопромышленной компании (собственник Глеб Франк - зять Геннадия Тимченко) инициативы по безвозмездному «донаделению» строящихся на отечественных верфях рыболовных судов. «Аргументы» за изменение изначально установленных государством в 2016 году равных для всех рыбопромышленников правил расчета государственной поддержки не убедили членов верхней палаты Федерального собрания.
Сенаторы сказали нет «донаделению» «инвестиционных» судов сырьевыми ресурсами за счет изъятия части объемов сырья из рыбных квот у рыбодобывающих организаций, не участвующих в программе «инвестквот».
Весьма осторожно сенаторы отнеслись и к срокам начала предлагаемого Федеральным агентством по рыболовству второго этапа отраслевой «инвестиционной» программы - 2022 или 2023 годы. Сенаторы от арктических регионов высказались конкретно. Они за остановку программы «инвестиционных» квот на Севере страны по окончании первого этапа. Причем для любых водных биоресурсов. Причина - на Северном рыбохозяйственном бассейне формируется явный переизбыток производственных мощностей (промысловых судов и береговых рыбзаводов) по отношению к промысловым запасам Баренцева и Норвежского морей. Это касается и рыбы, и крабов. Кроме того, по мнению сенаторов, «второй законодательный передел» рыбных и крабовых квот приведет уже реально к тяжелым экономическим и социальным последствиям для предприятий рыбного хозяйства нескольких арктических регионов.
Хотелось бы особо отметить тезисы об идеях Глеба Франка (зять Геннадия Тимченко), прозвучавшие в выступлении президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Германа Зверева. Он указал на удивительные умозаключения «экономистов» одного из крупных «инвесторов» (Глеб Франк - зять Геннадия Тимченко), который через пять лет после начала программы «инвестиционных» квот, сообщает государству, что первоначальный объем государственной поддержки для него оказался недостаточен («инвестиционные» квоты господдержки в объеме до 50% от производственной загрузки нового судна). Теперь он хочет полностью загрузить «инвестиционными» квотами свои будущие суда - на 100% их производственных мощностей.
Иными словами, собственник Русской рыбопромышленной компании (частное лицо) хочет, чтобы государство «по дружбе» подарило ему 900 миллиардов рублей. Ровно столько стоят в пятнадцатилетнем горизонте эти дополнительные квоты, отобранные по просьбе молодого человека у других российских рыбопромышленников.
С учетом состоявшегося обсуждения, а также заявленной темы: «О возможном влиянии расширения механизма инвестиционных квот на финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов» участники «круглого стола» скорее всего рекомендуют органам государственной власти следующее:
1. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по рыболовству рассмотреть возможность:
- проведения предварительного анализа влияния механизма инвестиционных квот на финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов прибрежных субъектов Российской Федерации, складывающегося к моменту завершения инвестиционных договоров на строительство объектов в рамках действующих инвестиционных механизмов;
- проведения обсуждения результатов анализа влияния первого этапа механизма инвестиционных квот на финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов прибрежных субъектов Российской Федерации с экспертным сообществом, ассоциациями и союзами рыбохозяйственных предприятий и представителями прибрежных субъектов Российской Федерации;
- применения других экономических механизмов привлечения инвестиций в целях модернизации и обновления основных фондов рыбной отрасли и повышения эффективности использования водных биоресурсов, не влияющих на изменение ресурсного обеспечения рыбохозяйственных комплексов прибрежных субъектов Российской Федерации;
- представления в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию информации о результатах проработки и обсуждения вышеуказанных рекомендаций.
2. Счетной палате Российской Федерации рассмотреть возможность:
- включения в План работы Счетной палаты Российской Федерации на 2022 год проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по реализации механизма инвестиционных квот добычи (вылова) водных биоресурсов, предусмотренного Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 349-ФЗ ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов», и его влияния на изменение ресурсного обеспечения и финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов прибрежных субъектов Российской Федерации.
Предварительный итог
1. Если выйдет такое решение в ответ на попытку приближенного к власти «частника», преследующего личные финансовые выгоды, заручиться поддержкой сенаторов в подходе к его идеям «продолжения революционных реформ» в рыбном хозяйстве, ведущим к дальнейшей дестабилизации экономической жизни на приморских территориях, то это будет принципиально важное решение представителей регионов в Федеральном собрании. Важное для многих тысяч работников рыбной отрасли России. И руководители предприятий, и руководители органов власти приморских субъектов Российской Федерации также скажут сенаторам честное спасибо. В целом повысится уровень доверия в отношениях бизнеса и законодательной власти, что в условиях непростой экономической ситуации в стране может обеспечить в ближайшем будущем принятие правильных управленческих решений.
2. Действительно Счетной палате Российской Федерации пора уже провести соответствующие контрольные мероприятия деятельности по использованию многомиллиардной федеральной собственности. А именно - осуществить контроль практического использования весьма существенных объемов дополнительных («инвестиционных») квот наиболее экономически интересных и высоколиквидных водных биоресурсов, распределенных приказами Росрыболовства участникам «инвестиционной» программы на 2020-2021 годы.
Есть ли для рыбного хозяйства страны изначально закладываемый государством экономический результат?
В частности, наблюдается ли за счет введенных в эксплуатацию в 2020-2021 годах «инвестиционных» объектов отраслевой рост объемов производства филе и фарша из российских водных биоресурсов: дальневосточного минтая, арктической трески и пикши? Ведь большинство введенных в эксплуатацию «инвестиционных» объектов (промысловые суда и береговые заводы) наделялись дополнительными квотами на вылов указанных видов водных биоресурсов для производства рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью. В целях повышения эффективности использования данных видов водных биоресурсов.
Для «повышения экономической эффективности использования рыбного сырья» по совету руководителей правительства (Д.А. Медведев, А.В. Дворкович), Минсельхоза России (А.Н. Ткачев) и Федерального агентства по рыболовству (И.В. Шестаков) в 2016 году Президент России подписал соответствующий федеральный закон, а Правительство России в 2017 году приняло несколько постановлений.
Так или иначе, в условиях медленного «погружения» рыбного хозяйства России в тяжелые «еще даже не итоги» первого этапа «инвестиционной» программы, который по факту закончится лет через пять, когда построят и введут в эксплуатацию последний «инвестиционный» объект, когда из рыбной отрасли под эту программу будет изъято не менее 500 млрд. рублей - у государственных людей начали возникать вопросы и сомнения.
Сенаторы, рыбопромышленники, руководители приморских регионов уже настороженно считают первые экономические и бюджетные результаты, а также дальнейшие перспективы - пока радоваться нечему.
Впереди новый парламентский год. Что он принесет рыбной отрасли страны - зависит от того, чьи аргументы и позиции в Федеральном собрании будут сильнее. Остается надеяться, что новый состав депутатов Государственной Думы, как и сенаторы, тщательно разберется в ситуации, и не пойдет на поводу у чиновников исполнительной власти, привыкших без всякого экономического, социального и территориального анализа «ярко» пропагандировать продолжение «революции» в рыбном хозяйстве России.