В конце апреля в Москве в Федеральной антимонопольной службе состоялось интересное событие - обсуждался вопрос о введении в России обязательной продажи через биржи 25% мороженной рыбной продукции, произведенной отечественными рыбопромышленниками.
фото: smart-lab.ru
На площадке контрольно-надзорной службы, смыслом существования которой является защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, собрались ведущие эксперты рыбной индустрии и представители одной из известных бирж. Знакомить присутствующих не было необходимости, так как годом ранее в этом же государственном зале эти же самые люди уже обсуждали данную тему. Казалось бы, в 2022 году представители рыбопромышленников популярно объяснили работникам частной торговой организации, а заодно молодым чиновникам основы мировой и отечественной торговли дарами моря. Если коротко, рыбная продукция в принципе не может быть биржевым товаром и продаваться на бирже (купля-продажа срочных фьючерсных контрактов на стандартизированные партии сырья). А существующие в некоторых странах аукционы на рыбное сырье (уловы) при первой продаже являются рыночным плодом добровольных взаимовыгодных отношений тружеников моря и торговцев. Для рыбака сбыт свежего улова на аукционе имеет только одну цель - моментальную оплату товара. Имея такую возможность, в каком-то случае он может распорядится своей собственностью иначе, если ему будет выгодно. Ни одно прибрежное государство не додумалось под угрозой наказания заставлять рыбаков топать на «биржу» со своей продукцией.
Рыбная продукция в принципе не может быть биржевым товаром
Несмотря на очевидные вещи, понятные даже «ботанику», заинтересованные лица продолжают настойчиво продавливать тему «как завернуть российскую рыбу на биржу».
Аргументы биржевиков (частная компания):
- Торговля мороженной рыбной продукцией ведётся непрозрачно, что приводит к росту цен на данную продукцию.
- Цены на российскую мороженную рыбную продукцию зависят от иностранных ценовых товарных индикаторов.
- Государство поставило задачу создать механизм определения национальных ценовых товарных индикаторов, целью которых является определение баз ценообразования и налогообложения на ту или иную продукцию.
- Биржа – лучший администратор определения национальных ценовых товарных индикаторов.
- Индикаторы цен на мороженную рыбную продукцию необходимы для расширения биржевой торговли, которая помогает развивать конкуренцию, устраняя рыночную дискриминацию, открывая доступ к друг другу продавцов и покупателей.
- Торговля мороженной рыбной продукцией на бирже приведёт к снижению цен на данную продукцию.
Аргументы представителей рыбной отрасли:
- На внутреннем рынке торговля мороженной рыбной продукцией ведется в соответствии с российским законодательством, открыто (сайты предприятий-производителей), на конкурентной основе, через государственную систему прослеживаемости оборота товаров. Кроме устойчивых партнёрских отношений продавца и покупателя, в рыбной отрасли много лет существуют специализированные площадки (сайты-агрегаторы), с помощью которых происходят сделки купли-продажи. Зайти на рыбный рынок может любой, у кого есть товар и деньги. Цены на рыбную продукцию формируются на основе открытого спроса и предложения.
- На международных рынках нет ценовых товарных индикаторов на рыбу – рыбное сырье не котируется на биржах, так как рыбная продукция не соответствует требованиям к биржевому товару. Цены на рыбную продукцию формируются на основе открытого спроса и предложения.
Ни одно прибрежное государство не додумалось под угрозой наказания заставлять рыбаков топать на «биржу» со своей продукцией - В России рыночные ценовые индикаторы на наиболее востребованную мороженную рыбную продукцию (от рыбака) можно ежедневно видеть на нескольких специализированных отраслевых сайтах. Кроме этого, еженедельный мониторинг цен (от рыбака) осуществляет подведомственное Федеральному агентству по рыболовству федеральное государственное унитарное предприятие «Национальные рыбные ресурсы». Данные о средних отраслевых ценах на самую массовую мороженную рыбную продукцию можно видеть на сайте ФГУП «Нацрыбресурс». Правительство Российской Федерации имеет возможность своим решением придать государственный статус ценовым товарным индикаторам от ФГУП «Нацрыбресурс», что позволит определять базы ценообразования и налогообложения на массовую мороженную рыбную продукцию.
- Внутренняя торговля мороженной рыбной продукцией с обязательным оформлением на бирже «бумаги о сделке» неизбежно приведёт к росту цен на данную продукцию на российском рынке, это очевидно. В случае с рыбой биржа будет очередным посредником, получая свой процент с помощью государственно-административного ресурса (специально созданной нормативной правовой базы).
- Торговля мороженной рыбной продукцией с обязательным оформлением на бирже «бумаги о сделке» приведёт к появлению частных «рыбных брокеров» (биржевых посредников), имеющих эксклюзивный доступ к биржевой площадке. Брокер возьмёт свой процент с рыбы.
- Брокер и биржа фактически станут принудительно-платной «административной прокладкой» между рыбаком и рыбным рынком. Без «бумаги о сделке» на бирже будет невозможен вход на внутренний рынок мороженной рыбной продукции, произведённой в море на судовых фабриках (более 90% всей мороженной рыбной продукции на внутреннем рынке).
Сейчас зайти на внутренний рыбный рынок может любой, у кого есть товар и деньги.
Мнение автора материала
Автору этого материала довелось принять участие в качестве эксперта в обоих совещаниях в ФАС России. Своими глазами видеть картинку и своими ушами слушать лиц, ратующих за «рыбные биржи» и, конечно же, за благо народа. Была возможность лицезреть выступающих (торговых коммерсантов), которые через фразу ссылались на руководителей государства, «решения партии и правительства», очевидно, тем самым как бы подавая суровый «государственный сигнал» рыбакам, чтобы те признали факт свершившимся, сидели и помалкивали.
Что сказать? Тут диагноз прост: никакого отношения к защите конкуренции, созданию условий для эффективного функционирования товарных рынков, и уж, тем более, к снижению цен на рыбную продукцию на внутреннем рынке, инициатива про «рыбные биржи» не имеет. Эта история про деньги. За красивыми текстами и около государственными лозунгами имеет место быть банальная попытка очередных посредников набить карман от бумажной рыботорговли. Модель типичная для нашего времени – близкие к федеральной исполнительной власти частные лица откровенно лоббируют свои коммерческие интересы, при этом даже не пытаясь вникать в «матчасть» рыбного хозяйства и рыбного рынка. А им это и не надо. Зачем? Они просто давят на чиновников, чтобы те включили наиболее массовую мороженную рыбную продукцию в перечень товаров, на которые необходимы национальные ценовые индикаторы, определяемые на бирже. Сначала список, а там разберёмся что к чему, тем или иным способом свой «навар» получим - так рассуждают торговые лоббисты.
Торговля мороженной рыбной продукцией с обязательным оформлением на бирже приведёт к росту цен на рыбу на внутреннем рынке.
Высокие чины в Правительстве, Минфине и Центральном банке пока наблюдают за дискуссией в ожидании официальных «рыбных бумаг» из Федеральной антимонопольной службы. Кто-то ведь должен взять на себя персональную ответственность за последствия на рыбном рынке Российской Федерации.