В июле научно-исследовательское судно «Михаил Сомов» Северного УГМС село на мель на траверзе острова Земля Вильчека и Комсомольские острова. На борту находились около 90 человек, они пересели на «Профессора Молчанова». В середине августа «Михаила Сомова» сняли с мели, и судно смогло самостоятельно вернуться в порт Архангельска.
При возникновении ЧС Северному УГМС стали помогать актуальными данными компании, которые занимаются мониторингом ледовой обстановки в Арктике. Одна из них - компания «Визард». Организация бесплатно предоставила госпредприятию пакет метеорологических, ледовых и прогнозных карт.
Как объяснил Nord-News руководитель компании Сергей Зубков, как судно Росгидромета они работают на основе данных, предоставленных институтом Арктики и Антарктики в Петербурге, однако в случае ЧС «все работают со всеми».
- Одна из причин [почему судно село на мель, - Ред.] - долгий перерыв в исследованиях рельефа дна, геофизике, неактуальные карты глубин. Капитаны, может быть, и хотели бы пойти на основании других данных о ледовой и метеорологической обстановке, каким-то иным маршрутом. Они говорят: «Ребята, у нас карты глубин 30-летней давности. То есть мы знаем, мы здесь ходили и понимаем, что глубина даст пройти, а что левее-правее - мы не знаем, насколько там актуальная информация». И для научно-исследовательских судов такой риск ЧС стоит в несколько раз выше, потому что если танкерный флот, грузоперевозки осуществляются фактически плюс-минус по одним коридорам, то научно-исследовательские суда ходят абсолютно в разных акваториях и периодически могут ловить такие намытые «банки», - рассказал информагентству Сергей Зубков.
Например, на карте может быть указана глубина 230 метров. За последние 30-50 лет, пока не проводились качественные исследования по рельефу дна, могло произойти «намытие», пояснил эксперт. В относительных величинах может быть изменение всего в 10 метров. И если это 230-220 метров, то разница незначительна, а если было 20 метров, а стало 10 - это уже существенно.
Эксперт отметил, что для такого крупного судна, как «Михаил Сомов» с высокой осадкой, это может быть критичным.
- За 2020-2021 годы военно-морским флотом и геофизиками, конечно, проведено очень много исследований. И Минобороны имеет актуальные данные. Как минимум, на эти сектора точно. Они для себя актуализировали информацию. Понятно, что это секретные данные. Но на самом деле, есть много владельцев данных, которые позволят избежать таких ситуаций или снизить риски, - объяснил Nord-News Сергей Зубков.
Руководитель компании, занимающейся мониторингом ледовой обстановки в Арктике, привел в пример экологические организации. По его словам, каждый, кто работает на шельфе, обязан проводит экологическое обследование, в котором собираются, в том числе, гидрологические данные по нескольким точкам в определенном участке, плюс измеряются глубины, проверяется геофизика.
- Соответственно, они получают актуальные карты. В целом, если это объединить на уровне государства, можно было бы получать достаточно актуальную информацию, - резюмировал Сергей Зубков.
Ранее Nord-News сообщало, что, когда «Михаила Сомова» сняли с мели, водолазы не нашли повреждений корпуса, влияющих на работоспособность судна.
Фото: «Визард»
Сейчас также читают: На «Гольфстриме» победителю заплыва через Кольский залив вручат 100 тысяч