АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Лермонтов в квадрате

АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Лермонтов в квадрате

Депутат Государственной Думы, кинорежиссер Николай Бурляев попросил Следственный комитет провести расследование обстоятельств смерти поэта Михаила Лермонтова, погибшего на дуэли в 1841 году. «Убедительно прошу Вас о проведении современного, честного, непредвзятого расследования с использованием современных технологий, имеющихся в распоряжении Следственного комитета России» — говорится в обращении режиссера-депутата.

Почему же так возбудился Николай Бурляев? А вот почему. В 1986 году актер Николай Бурляев дебютировал в качестве режиссера и снял фильм «Лермонтов». Надо ли говорить, что в главной роли великого русского поэта режиссер-дебютант снял себя любимого? А сегодня он утверждает, что почти сорок лет назад его картину на экраны не пустили. Бурляев объясняет это, ни много ни мало, масонским заговором. А заодно требует заново изучить обстоятельства гибели поэта.

Мне в 1986 году было 28 лет, то есть, я был вполне взрослым мальчиком, да еще и киноманом. Видел я тогда «запрещенного» бурляевского «Лермонтова». Фильм получился, откровенно говоря, абсолютно троечным, так что если бы его действительно не пустили в широкий прокат, то никто из нас ничего бы не потерял.

Интересно, что фильм с одноименным названием уже был снят в 1943 году. Николай Бурляев тогда еще не родился и, возможно, того черно-белого «Лермонтова» не смотрел. Вот и решил смело дебютировать, как режиссер, сняв своего «Лермонтова». Своего вдвойне, поскольку он и сыграл Лермонтова. А в том, старом черно-белом поэта сыграл Алексей Консовский (принц из знаменитой киносказки «Золушка»). На мой взгляд, весьма любопытны аннотации этих «Лермонтовых». Фильм 1943 года — Лермонтов в нем — страдающий, радостно-взволнованный, одухотворённый, мятежный. А вот бурляевский Лермонтов образца 1986 года — страдающий за Россию, радостно-взволнованный, одухотворённый, мятежный человек. Почувствовали разницу? Я не почувствовал. Обычная схема — мятущийся поэт, радеющий за светлое будущее России и гибнущий, окруженный непониманием со стороны недалекого царя и льстивых и глупых царедворцев, желающих для России непроглядной тьмы. В этом смысле фильм 1943 года ничем не отличается от фильма 1986 года. А еще я не понял, за коим чертом Бурляеву понадобилось следствие по делу о гибели Михаила Юрьевича на дуэли летом 1841 года. Может быть, уже и не Николай Мартынов убил поэта? А, может быть, он стал лишь орудием убийства для заговорщиков?

Можно еще присовокупить давность происшедшего — все-таки более 180 лет прошло. Вот тут не соглашусь. Андрон Кончаловский в одной из своих книг (не помню точно в «Низких истинах» или в «Возвышающем обмане») убедительно доказывает, что 180 лет — это совсем не много. Будучи совсем юным, Андрон Сергеевич встречался с Алексеем Алексеевичем Игнатьевым, генералом царской, а потом и Советской армии, «красным» графом и автором мемуаров «Пятьдесят лет в строю». Так вот, граф рассказал юному Андрону подробности дуэли Лермонтова с Мартыновым. А Игнатьеву эти подробности рассказал сам Николай Соломонович Мартынов, убийца, переживший свою жертву более чем на тридцать лет. Это было в Париже. Очень короткая цепочка получается: Мартынов рассказал Игнатьеву, тот Кончаловскому, а Кончаловский нам. А вы говорите, что 180 лет это очень давно.

Версий вызова на дуэль тоже несколько. Мне по душе та, которую описывает в своей книге «эрзац-внук» Фаины Раневской Алексей Щеглов. Он был свидетелем, как две великие старухи — Фаина Раневская и Анна Ахматова в лицах разыгрывали сценку, где Мартынов вызывает Лермонтова на дуэль. По версии великих старух, Лермонтов, отличающийся отвратительным, совершенно несносным характером нецензурно высказался о моральных качествах родной сестры Мартынова. Их родители к этому времени умерли, и честь сестры должен был отстаивать брат. Что Николай Соломонович и сделал — вызвал обидчика на дуэль и убил его. И никакой политики, никаких разногласий на литературной почве. Бытовуха.

Заметьте, я никого не оправдываю и не обвиняю, а просто излагаю версию Фаины Раневской и Анны Ахматовой. А уж выводы вы делайте сами. Теперь давайте разберемся с масонским заговором, запретившим выход фильма Николая Петровича. Бурляев «забыл» упомянуть, что «травля» фильма происходила в мае 1986 года на пятом съезде кинематографистов. Его потом назовут перестроечным и революционным. По сравнению с самой настоящей травлей, которая была организована в отношении великого Сергея Бондарчука, «травля» Бурляева выглядела, как легкое поглаживание против шерсти. Сергею Федоровичу вся эта кинематографическая братия просто завидовала самой черной завистью. И вот дождались, дорвались и попытались уничтожить, припомнив все. И широкомасштабные съемки, и награды и звания, и автомобили, и поездки за границы, и даже «Оскар» за фильм «Война и мир». В том числе, досталось мэтру и за семейственность. Дело в том, что в том же 1986 году на экраны вышел фильм Бондарчука «Борис Годунов», в которой живой классик снялся сам, снял жену, актрису Ирину Скобцеву, дочь, актрису Алену Бондарчук и сына, будущего актера и режиссера Федора Бондарчука. А Николай Бурляев в то время был зятем Сергея Федоровича и в фильме «Лермонтов» не только сам снялся в главной роли, но еще снял сына Ивана Бурляева, жену и по совместительству дочь Сергея Бондарчука актрису Наталью Бондарчук и ее мать, первую жену Сергея Бондарчука актрису Инну Макарову, незабываемую Любку Шевцову из «Молодой гвардии». Как видите, никакого масонского заговора, сплошная семейственность. Бурляеву бы радоваться, что хоть так примазался к великому Бондарчуку, а он что-то про заговор против него лепечет.

Кстати, тогда, на съезде кинематографистов уничтожили не только Сергея Бондачука, но еще и Льва Кулиджанова с Сергеем Ростоцким. После этого съезда Наталья Бондарчук сказала про критиканов: «Они сражались не за Родину». А единственным человеком, который тогда заступился за Сергея Федоровича, был Никита Михалков. У меня на сегодня всё. Переваривайте.

P.S.

А на закуску четверостишие Леонида Филатова из стихотворения «Про Клавочку»:

«И сидел ещё один лохматый гений,

Тот, которого поймут через века,

Он всё плакал возле клавкиных коленей,

И бессвязно материл Бондарчука».

Сейчас также читают: Как климат Крайнего Севера влияет на психическое здоровье                                                                                                                    

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

17:08«Единая Россия» внесла в Стратегию развития образования предложения по снижению нагрузки школьников и пересмотру зарплат педагогов

16:08Автоколонна отправилась в Териберку и Туманный после задержки из-за ДТП

15:20Прямой рейс Мурманск — Минводы могут запустить в 2025 году

15:15«По секрету всему свету» о Хибинах: Виталий Кудрявцев и его команда исследуют северные красоты

15:00КОЛОНКА РЕАКЦИИ. То, что было на «Строителе» — остается на «Строителе»

14:47Колонны в Териберку и Туманный переносятся из-за лобового столкновения на автодороге «Кола — Серебрянские ГЭС»

14:20Водитель грузовика получил 1,5 года принудительных работ за смертельное ДТП по дороге в Териберку

12:48Ковдорская семья осталась без всего после пожара, объявлен сбор средств

12:25«Порядок дня утвержден пленумом»: 99 лет назад состоялось первое заседание Мурманского Совета

12:06Для проводки автомобилей в закрытую Териберку организуют колонны сопровождения

11:36Мурманский лыжный марафон перенесен на 22–23 марта 2025 года

10:56Заполярные саночники забрали почти все места пьедестала Чемпионата России

10:47Соль на дорогах, закон о тишине и долгострои: более 300 комментариев уже оставлено к прямой линии Андрея Чибиса

10:00ДОКТОР ГАЛЕНКО. Многодетность: тренд или осознанное решение?

09:10С возвращением северного ветра в Заполярье похолодает до -17°

17:43Кастрюля в земле: необычный способ приготовления мяса — оно будет потрясающе мягким

17:27Восхитительный крем «Рафаэлло»: легко приготовить дома — идеален для десертов

17:16Не ждите весны — готовьтесь к повышению: успех в работе ждет эти знаки Зодиака

Все новости