Выражение «Казнить нельзя помиловать» происходит из области юриспруденции и связано с процессом принятия решения о наказании преступника. «Казнить» означает приговорить к смертной казни, а «помиловать» — смягчить наказание или освободить от него. Таким образом, выражение отражает противоречие между двумя альтернативами, которые не могут быть реализованы одновременно. Я умышленно не поставил запятую. Ни после первого слова, ни после второго. Сделайте это сами.
С удивлением узнал, что третьего февраля был Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Моё незнание извиняет то, что дата эта неофициальная. Установлена энтузиастами, но искореняются плохие слова вполне себе официально.
В законе о государственном языке, принятом еще первого июня 2005 года, перечислены направления, в которых русский язык обязан быть нормативным. Например, в сфере управления, делопроизводства, массовой информации, образования, культуры, рекламы. Доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Института русского языка им. А. С. Пушкина Андрей Щербаков говорит, что речь идет о публичной, общественно и государственно значимой коммуникации, где должны использоваться только литературный русский язык и строго соблюдаться его нормы. Поэтому к ненормативной лексике можно отнести жаргонные слова и выражения, диалекты, часть просторечной лексики. А вот то, что касается нашего бытового общения, которое не является публичным, то это уже личное дело каждого.
К чему я об этом в таких подробностях? А к тому, что практически всё население России является нарушителем этого Федерального Закона. Великий и могучий настолько сложен, что соблюсти все его нормы в «публичной, общественно и государственно значимой коммуникации», на мой взгляд, не представляется возможным. При этом я оставляю за скобками нецензурную лексику. Нецензурных слов, как известно, всего четыре, но именно богатство русского языка позволяет создать из них сотни новых слов. Не секрет, что у нас в стране, к сожалению, достаточное количество людей разговаривают матом, а не используют его для связки слов в предложении. Повторю, что сегодня я не об этой не самой многочисленной части населения.
Согласитесь, что в каждой профессии есть свой сленг, свои специфические слова и выражения, которые употребляют профессионалы, общаясь друг с другом. Начиная с государственных деятелей самого разного ранга и заканчивая маргинальными группами. Представьте себе, что кого-нибудь из них пригласили поучаствовать, например, в ток-шоу, или решили взять у кого-нибудь из них интервью. Это значит, что попав в публичное пространство, человек должен мгновенно что-то переключить в своей голове и перейти на литературный русский язык. Уверен, что это невозможно.
Неужели мы никогда не уйдем от твердо укоренившейся в наших головах системы запретов? Ведь это породило еще в девяностые годы прошлого века грустный анекдот о том, что в Германии запрещено всё, кроме того, что разрешено, во Франции разрешено всё, даже если это запрещено, а в России запрещено всё, даже если это разрешено. Не всё советское поспешили забыть в новой России. Систему запретов оставили. И не просто оставили, а всячески её развивают и холят.
Слышал, что российские законы одни из лучших в мире — четкие, конкретные и предельно понятные. Просто мы компенсируем это необязательностью их соблюдения. Если бы всё было так просто! Если мы говорим о Федеральном законе о государственном языке, то я могу побыть самим собой только переступив порог собственной квартиры. Но некоторые ревнители законности уже вовсю ломятся в наше жильё. Например, борцы за здоровый образ жизни спят и видят, как бы нам запретить курить даже в собственной квартире.
Говорят, что по воинскому Уставу живет только одно подразделение Российской армии — дисциплинарный батальон, потому что жить, соблюдая все пункты Устава до единого, не сможет ни солдат, ни маршал. Поучается, что и законами такая же история? А?
Фаина Раневская, осматривая однажды в зеркале свои пышные формы, гладила себя по бедрам и удивленно восклицала: «Странно, вот, ты же есть, а слова такого нет».
Вот теперь ставьте знак препинания в заголовке.