Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Валентины Орликовой — первой в истории Советского Союза женщины-капитана большого морского рыболовецкого траулера, напомнил председатель Горсовета Мурманска Игорь Морарь.
— С юных лет она мечтала о море. «Я хочу плавать… поймите, это не заблуждение и не романтика, а совершенно серьезное намерение. Окончу институт и буду плавать. Я Вас не подведу, честное слово», — убеждала Валентина Орликова декана судоводительского факультета Ленинградского института инженеров водного транспорта, — напомнил он.
В успех хрупкой девушки поверили не сразу. Однако именно на счету Валентины Орликовой оказались сложные рейсы во время Великой Отечественной войны и дальние переходы. Один из них в США через Исландию и Северную Атлантику на легендарном теплоходе «Двина».
— Тогда американские газеты пестрили новостями об этом событии, а сама Валентина удивила и даже покорила своих иностранных коллег, — рассказал Игорь Морарь.
После войны в 1947 году Валентина Орликова стала первой и единственной женщиной-капитаном китобойного судна «Шторм», а затем перешла работать в Министерство рыбного хозяйства.
— Но Валентина Яковлевна не могла без моря, и в 1955 году она направляется в Мурманск — капитаном на траулер «Николай Островский», а затем траулер «Новиков-Прибой». Она стала первой женщиной в рыбной отрасли, удостоенной звания Героя Социалистического Труда и заслужила авторитет и уважение даже у бывалых капитанов. Ходить в море под ее началом считали честью, — добавил глава городского Совета.
В 1988 году одна из улиц Мурманска была названа в честь легендарной женщины, а в школе № 50 был открыт музей, посвященный жизни и трудовому пути капитана Валентины Орликовой.
Фото: t.me/morar_51
Сейчас также читают: КОЛОНКА РЕАКЦИИ. Молочные реки, полярные берега