Примерно 70% обучающихся в школе, хотя бы один раз подвергались буллингу. Это серьезная проблема, которая имеет длительные последствия для психического и физического здоровья жертв. Травля более слабого оставляет свой след и для агрессора. Кроме того, стоит отметить психологический вред, который получает пассивный участник этого процесса — наблюдатель. Казалось бы, какой ему вред? Но в его молчаливой тишине много разных эмоций, а нейтральное на первый взгляд поведение обманчиво. ⠀
Жертвы буллинга испытывают тревогу, депрессию, низкую самооценку и другие психологические проблемы. Эти состояния⠀сохраняются и после окончания травли.⠀
Появляются физические проблемы: головные боли, расстройства пищеварения и другие заболевания. Такой ребенок с большой вероятностью замкнется в себе, а это приведет к социальной изоляции и одиночеству. Как следствие появятся трудности с концентрацией внимания и мотивацией, ухудшится успеваемость. Жертвы буллинга сталкиваются с проблемами во взрослой жизни, включая трудности в отношениях и на работе. Однако существует статистика, согласно которой жертва буллинга длительное время подвергающаяся травле может и сама стать агрессором, способным на крайнюю форму выражения злобы. ⠀
Школьники занимающиеся буллингом, также сталкиваются с серьезными последствиями: проблемы с законом, трудности в отношениях, развитие антисоциального поведения. И агрессорами становится не случайно: не потому что его «бесит» жертва, а потому есть другие, более глубокие причины. Буллинг способствует созданию токсичной атмосферы в учебных заведениях или на рабочих местах, что приводит к дальнейшему насилию и агрессии. Учителя в этом процессе играют разные роли, отталкиваясь из личного опыта, травм и профессионального выгорания. ⠀
Что же это получается? Образовательная среда опасна для всех участников ее процесса? Этот вопрос нужен только для того, чтобы минимизировать риски. И здесь речь идет не только об охране учреждений, но об осведомленности учителей, родителей и учеников о буллинге, его последствиях и способах его предотвращения. Важно, чтобы школы создавали атмосферу, где каждый ребенок чувствует себя в безопасности и уважаемым, создавать правила нулевой терпимости к насилию и буллингу. Предоставлять поддержку детям, которые становятся жертвами буллинга: помощь психолога, наставника или группы поддержки. ⠀
Огромное значение в вопросах психологической устойчивости ребенка имеют детско-родительские взаимоотношения. Общение между родителями и детьми проявляет проблемы на ранней стадии. Обучение школьников навыкам общения, эмпатии и разрешения конфликтов имеет не меньшее значение чем основные уроки.
Важно не только поддерживать жертв, но и работать с теми, кто занимается буллингом, чтобы понять причины их поведения и помочь изменить его.⠀
Детки не должны быть в клетке! Проблема буллинга сложна и требует совместных усилия школьного сообщества, родителей и самих учеников. Самое главное: если ваш ребенок стал жертвой буллинга, или агрессором, не оставляйте ситуацию без внимания до полного ее разрешения, включая эмоциональное благополучие всех участников процесса. ⠀