В то время, когда большинство столичных начальников пакуют отпускные чемоданы, депутаты парламентской фракции «Новые люди» откликнулись на предложение союзов и ассоциаций обсудить ситуацию в рыбной отрасли. В Москве 22 июля пройдёт большой Круглый стол на тему «Состояние и перспективы развития рыбного хозяйства в существующих условиях». А условия, как известно, поменялись радикально.
В этой связи вопросов и предложений к различным органам государственного управления у рыбопромышленников накопилось много.
О чём идёт речь
Рыбное хозяйство является одной из отраслей пищевой промышленности, которая вносит свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. В отрасли работают не менее 110 тыс. человек. Более 1000 судов рыбопромыслового флота ежедневно осуществляют морской промысел. Основные районы размещения производительных сил: Камчатка, Сахалин, Приморский край, Хабаровский край, Магаданская область, Мурманская область, Архангельская область, Республика Карелия, Калининградская область. В указанных регионах проживают 7 млн. человек.
В существующих условиях формирование эффективной и устойчивой нормативной правовой базы для рыбной индустрии — это залог долгосрочного развития приморских регионов, внутреннего рыбного рынка, а также роста экспортных возможностей отрасли.
Схема «квоты под киль»
Более двух десятилетий назад в России был принят Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В условиях перехода к рыночным отношениям рыбацкий закон готовился открыто и профессионально, в течении 11 лет, и учитывал отечественный и мировой опыт организации рыболовства.
За 20 лет в данный нормативный правовой акт вносились различные изменения как технического, так и смыслового характера. Всего было принято более пятидесяти соответствующих федеральных законов, 32 из которых вступили в силу в последние девять лет. Из них следует особо отметить следующие:
- Федеральный закон от 03.07.2016 № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» — закон о рыбных квотах на инвестиционные цели.
- Федеральный закон от 01.05.2019 г № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» — закон о крабовых квотах на инвестиционные цели.
- Федеральный закон от 29.12.2022 № 644-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» — закон о рыбных и крабовых квотах в инвестиционных целях — 2022.
__________________________________________________________________
По своему замыслу указанные нормативные правовые акты были направлены на создание условий для обновления материально-технической базы и повышения эффективности рыбного хозяйства.
__________________________________________________________________
В настоящее время в схеме «квоты под киль» участвуют десятки крабо- и рыбодобывающих организаций. В результате реализации указанных федеральных законов на первом этапе было привлечено частных инвестиций на сумму порядка 300 млрд. рублей. Кроме этого, в результате прошедших в 2019 году аукционов государство, реализовав половину долей крабовых квот с инвестиционными обязательствами, получило в бюджет более 142 млрд. рублей; от продажи 48% крабовых квот в 2023 году — 214 млрд. рублей. В 2025 году на аукционах было продано долей крабовых квот с инвестиционными обязательствами ещё на 44 млрд. рублей. Итого — 400 млрд. рублей дополнительных доходов федерального бюджета. Общий объём частных вложений в рыбную отрасль составит не менее 500 млрд. рублей.
__________________________________________________________________
В целом в результате реализации трёх выше указанных федеральных законов из оборота рыбного хозяйства в короткий срок изъят почти один триллион рублей. Нужно понять — как это повлияло на отрасль и на внутренний рыбный рынок.
__________________________________________________________________
Лососевая модернизация
Недавно Государственной Думой был принят Федеральный закон от 24.06.2025 № 165 «О внесении изменений в Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает для действующих договоров на рыболовные участки для добычи (вылова) анадромных видов рыб (лососевые) единый период для возможного перезаключения данных договоров без торгов. В добавление к этому федеральное правительство определило перечень, из которого субъект Российской Федерации может выбирать пользователям рыболовных участков для добычи анадромных видов рыб финансовые обязательства по участию в социально-экономическом развитии прибрежной территории.
Начало отраслевых перемен намечено на 1 сентября 2025 года. Это совершенно новая модель взаимоотношений государства и рыбаков, осуществляющих добычу (вылов) красной рыбы (лососевые). По задумке авторов, она направлена на более эффективное использование государственной собственности и развитие прибрежных регионов. Суммарная «цена вопроса» для рыбопромышленников по всем рыболовным участкам оценивается на уровне 200 млрд. рублей.
__________________________________________________________________
В этой связи следует оценить, как себя будут чувствовать хозяйствующие субъекты после выкупа права на промысел, и сколько будет стоить для населения дикая красная рыба и красная икра.
__________________________________________________________________
Есть у рыбопромышленников принципиальные вопросы к реализации нормативной правовой базы о производственном контроле на рыболовных и рыбоводных участках. Тут как обычно — «хотели, как лучше, а получилось — как всегда».
Административно-контрольная среда обитания
Ещё одна сторона рыбацкой жизни — контроль морского рыболовства. Не подвергая сомнению необходимость государственного контроля предпринимательской деятельности в указанной сфере, следует констатировать очевидный факт — «контрольная рента» растет год от года, внося свой ведомственный вклад в рост затрат производства рыбной продукции и повышение цен на рыбу. В этой связи следует проанализировать текущую ситуацию, тенденции и предложить разумную корректировку нормативной правовой базы.
В настоящее время проходит процедуру межведомственного согласования проект изменений Кодекса об административных правонарушениях. В проекте задан подход на усиление профилактической и предупредительной роли, на градацию административных правонарушений и определение оптимальных размеров штрафов. Работа депутатов Государственной Думы с будущим законопроектом даёт возможность рыбной отрасли, включая соответствующие органы государственного управления предложить необходимые и обоснованные проекты изменений КоАП.
Существующая модель исчисления безумно чудовищных размеров административных штрафов для рыбодобывающих организаций по Статье 8.17 КоАП, сложившаяся практика «автоматических» наказаний за ущерб водным биоресурсам, а также субъективный (одно должностное лицо контрольного органа) механизм инициирования в судебных органах применения меры наказания в виде конфискации рыбной продукции, судна и орудий лова при отсутствии критериев определения данной меры — всё это вместе взятое вызывает у рыбопромышленников очень много обоснованных вопросов к власти.
Рыбные нахлебники
Отдельного внимания заслуживают инициативы чиновников по включению рыбной продукции в платный биржевой учёт и биржевой оборот. Больная тема — рост стоимости обязательных административных «услуг» различных ФГБУ, ФГУП и прочих «госзаведений». Платные административные барьеры для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере рыболовства в прямом смысле слова растут каждый год. Без всякого преувеличения можно сказать — ведомственно-корпоративная бюрократия становится «золотой».
__________________________________________________________________
Существующая модель исчисления административных штрафов для организаций морского рыболовства носит дискриминационный характер в сравнении с другими отраслями экономики.
__________________________________________________________________
В целом, кроме успехов отечественного рыбного хозяйства, очевидно, что существуют отраслевые проблемы, которые необходимо своевременно, открыто и аргументированно обсуждать в органах власти на разных площадках. Это позволит принимать правильные государственные решения, направленные на укрепление экономики и социальное благополучие. Именно для этого новая фракция депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации встречается с рыбаками.