Если представить транспортную логистику в регионе, то она выстраивается очень просто — с юга на север тянется Р-21 «Кола», от нее как ветви дерева в стороны к населенным пунктам идут дороги поменьше.
Большинство населенных пунктов, что логично, сосредоточены недалеко от главной артерии, все, что дальше, например, Ковдор или Алакуртти — промышленные и военные города и поселки, построенные с конкретной целью в конкретном месте.
Но в регионе есть и крайне труднодоступные населенные пункты. Про Островной и его связь с большой землей по средствам теплохода Клавдия Еланская мы уже рассказывали, но это побережье. А ведь есть «дикая» и малоосвоенная центральная, восточная и южная части полуострова, и там в селах Чаваньга, Чапома, Тетрино и Пялица Терского округа и в Каневке, Краснощелье и Сосновке Ловозерского округа живут люди. В общей сложности около 850 человек.
Сообщение с ними осуществляется воздушным транспортом, а точнее вертолетом. Так туда доставляют и людей, и грузы.
«На территории Мурманской области региональные авиационные компании отсутствуют. Авиасообщение с труднодоступными селами Терского и Ловозерского районов Мурманской области осуществляет АО «Вологодское авиационное предприятие» воздушными судами отечественного производства: вертолетами МИ-8, грузоподъемностью 2 т, количество пассажиров 22 человека», — поясняют в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области.
Вертолеты летают круглогодично по двум маршрутам, отмечают в Минтрансе:
«В Терском округе на маршруте «Умба — Варзуга — Кузомень — Чаваньга — Тетрино — Стрельна — Чапома — Пялица — Умба» по четвергам;
в Ловозерском округе по маршрутам: «Ловозеро — Краснощелье — Ловозеро», «Ловозеро — Каневка — Сосновка — Ловозеро» по вторникам и средам».
Несложно найти и стоимость билетов, например, из Ловозера в Краснощелье мы с вами можем улететь за 11 764 рубля, а до Сосновки дорога обойдется в 28 346 рублей. Учитывая сумму, можно подумать, что жители этих населенных пунктов, если и доберутся до Мурманска, то скорее на вертолете санавиации в случае, если здоровье подкачает или случится серьёзное ЧП. Но на деле рейсы, как и в случае с «Еланской», субсидируют из бюджета.
«Администрациями муниципальных образований Ловозерского и Терского округов Мурманской области устанавливаются льготные тарифы для пассажиров, проживающих в селах муниципального образования, в виде скидки от 63% до 83% в зависимости от маршрута и от предельной максимальной стоимости перевозки пассажиров отдельным категориям граждан», — рапортуют специалисты профильного Министерства.
Но даже если пассажиру компенсируют больше половины стоимости, не стоит забывать, что в одну сторону как правило не летают. Местные однозначно вернутся, а туристы улетят через неделю — две, насладившись самобытностью того или иного села. Вот и получается — слетать в Москву жителям того же Мурманска сильно дешевле.
Из бюджета на компенсацию затрат перевозчику — Вологодскому предприятию в 2025 году выделены 99,3 млн. руб., столько же предусмотрено и на будущий год. Много это или мало? Например, обслуживание теплохода «Клавдия Еланская» в этом году с учетом ремонта по данным регионального Минтранса обошлось в 474,3 млн руб.
Сейчас также читают: Главком ВМФ России: «Обстановка в арктическом регионе остается непростой, с тенденцией к ухудшению»
Фото: АО «Вологодское авиационное предприятие»
