«В Мадрид меня что-то кидает. Испанский город. Никогда не бывал. Впрочем, пари могу держать, что дыра».
(генерал Чарнота. М.Булгаков. «Бег»).
Взял я недавно на работе пять полагающихся мне пенсионерских дней за свой счет и рванул на недельку в Архангельск. Поскольку два из этих семи дней были суббота и воскресенье, то кроме Архангельска я успел побывать еще и в Онеге, небольшом районном центре, расположенном на правом берегу одaноименной реки, аккурат в месте её впадения в Белое море. В Архангельск я ездил по делам, а вот в Онегу заглянул для души. А ещё за тем, чтобы отдать долги.
В Онеге живет моя родня. Две сестры отца. Одной 83 года, другой 79. Одинокие, больные. У той, что постарше, муж умер 18 лет назад. Единственная дочь уже почти 10 лет живет в Германии, в небольшом городке неподалеку от Карлсруэ. Внуки живут в Санкт-Петербурге. У тетки проблемы со зрением, с памятью, с ногами - а живет она на пятом этаже «хрущевки», естественно без лифта. Совсем недавно к ней приезжала дочь из Германии. Предлагала маме переехать в Петербург и жить там либо у внука, либо отдельно (благо, есть квартира). Предлагала уехать с ней в Германию, её муж Дитер совсем не против. Но тётка упряма, как и вся наша привалихинская порода и наотрез отказалась. Вторая тетка, та, что помладше, одинока в полном смысле этого слова. У неё нет детей, она никогда не была замужем. Всю жизнь прожила с мамой, моей бабушкой, Татьяной Ивановной.
Бабушка умерла в декабре 2001 года. Ей было 96 лет. Мой отец ездил на похороны, а я не сумел. А ведь был её любимым внуком. Я вообще не был в Онеге 20 лет. Теперь вот только побывал на кладбище, поклонился, положил цветы. А еще взял такси и съездил на противоположный конец городка, чтобы посмотреть дом, в котором каждый летние каникулы я гостил. Дом, в котором в далеком 1956 году была свадьба моих родителей.
В Онеге всю жизнь живет моя двоюродная сестра. Они с мужем врачи. Сельские врачи с самом хорошем смысле этого слова. Врачебный стаж на двоих 80 лет. Миша закончил мединститут в Ленинграде и в Онегу попал по распределению. Там и познакомился с Ириной. Она, закончив мед в Архангельске, вернулась на малую родину. В Онеге родилась их дочь Таня, красавица и умница. Сегодня она живет в Норвегии. Замужем за канадцем. С сестрой мы виделись довольно часто, поскольку Таня жила в Тромсё и Ирина всякий раз останавливалась у нас по пути в гости к дочери и обратно. Однажды я даже встретил её в аэропорту Киркенеса. Но в марте этого года Таня с мужем переехали в Берген. Значит, теперь с сестрой мы будем видеться реже. Мурманск ей теперь не по пути.
Миша и Ирина замечательные люди. Они оба продолжают работать. Для Миши лучший отдых - это не поездка в Петербург, а поездка на их крошечную дачу на берегу Белого моря. Я сейчас там тоже чуть-чуть отдохнул. Без интернета, без мобильной связи, без телевизора. С настоящим (а не электрическим!) самоваром, который кипел прямо на улице, пуская в небо искры из трубы.
Я вернулся в Мурманск в далеко не лучшем расположении духа. И дома меня продолжили посещать грустные мысли. Самолет из Мурманска в Архангельск и обратно теперь летает только раз в неделю по пятницам. Раньше летал каждый день, да ещё и не по одному рейсу. Поезд Мурманск - Вологда раньше круглый год ходил ежедневно. Сейчас, в августе, он ходит пять раз в неделю, в сентябре будет ходить сначала трижды, потом дважды в неделю, а в декабре и вовсе раз в неделю. И это, к сожалению, не вина железной дороги или авиакомпаний. По-моему, причина совсем в другом.
В Мурманске всегда было очень много уроженцев Архангельской и Вологодской областей. Например, мои родители оба из Архангельской области, только из разных районов. И у мурманчан было множество родственников в этих областях. В том числе и моя тетка, родная сестра мамы, с мужем жили в Архангельске. Дядька умер ещё в 1993, тетка ушла в 2006. Родственников в Архангельске не осталось. Ездить не к кому. Не надо покупать билеты в прицепные вагоны вологодского поезда, идущие до Архангельска...
Мы выросли и состарились не успев моргнуть глазом, но это был долгих путь, на котором мы теряли, теряли и теряли своих родных и близких. Стирается память, прерывается связь времен. И вот уже не нужно, чтобы поезд до Вологды ходил каждый день, и вот уже не нужен ежедневный авиарейс Мурманск - Архангельск...
Вот так и живет сегодня обычная семья Привалихиных, выходцев из поморских деревень Архангельской области. Живет в Мурманске, живет в Онеге, В Сосновом Бору, в Петербурге, живет в норвежском Бергене, немецком Карлсруэ и французском Гренобле. Обычная русская семья...
Но отчего мне сегодня так грустно? Ведь я побывал на малой родине отца. Поклонился бабушкиной могиле, сфотографировал и отправил родителям фотографию старого дома, в котором прошло детство отца, и в котором была их с мамой свадьба. Но у меня такое чувство, что чем дольше я живу, тем больше у меня становится долгов перед самыми моими родными и близкими людьми. Успеть бы отдать. Успеть бы...