Как плохо, когда каждую неделю редактор дает тебе задание. Дескать, на этой неделе я хочу колонку о том-то и том-то. Как хорошо, когда ты волен в своем выборе и сам выбираешь тему для колонки. Но ведь у каждой палки два конца. Поэтому с тем же успехом я могу сказать, что хорошо, когда редактор дает тебе задание, и плохо, когда ты волен руководствоваться только собственным выбором. Как было на этот раз? Да я и сам не знаю. Буду писать о том, что мне близко и дорого, но вместе с тем больно.
В Мурманске достаточно широко отмечается 80-летие Мурманского арктического гуманитарного университета (МАГУ). На этой неделе, по-моему, они посвятили этому пресс-конференцию. Не был. Не знаю, о чем они там говорили. И писать я об этом вовсе не собираюсь. Я о другом.
На мой взгляд, имеющий всего четыре года от роду МАГУ, просто не имеет права праздновать 80-летие. Да и эти четыре года оказались довольно невнятными. А два года назад университет назвали опорным. Но ведь назвать-то мало, надо им стать! Опорным вуз за это время не стал. И я не верю, что станет. Ноги у опоры глиняные. Сегодня я хочу написать о тех, кто, возможно, не нуждается в моей защите, но, с другой стороны, уже не может сам себя защитить.
В википедии, которая ныне является для многих истиной в последней инстанции, написано, что МАГУ был создан в 1939 году. Сильно сказано. Особенно если учесть, что один из инициаторов создания МАГУ бывший губернатор Мурманской области Марина Ковтун родилась в 1962 году. Как она создавала МАГУ за 23 года до рождения одному только Богу известно. Хотя, чем черт не шутит! А вдруг смогла?
Наверное, справедливее будет сказать, что в 1939 году Мурманская область начала сама для себя готовить педагогическое кадры. Выпускники Учительского института не получали высшего образования, но получали знания и умения, позволяющие работать в школе. И в 1939 году был создан никакой не МАГУ, а Мурманский учительский институт.
Так может быть, мы отмечаем 80-летие начала педагогического образования в Мурманской области? Тоже нет. В 2010 году из названия нашего вуза исчезло само слово «педагогический». Стало быть, годы жизни педагогического образования в Заполярье 1939-2010.
На мой взгляд, сейчас университет готовит кого угодно, только не учителей. Педагогическое образование Мурманской области скончалось на 62-м году жизни. Убийцы до сих пор не названы. А действующие школьные учителя уже несколько лет бьют тревогу, говоря о том, что в школе будет такой же кризис, который сейчас в медицине. Если не похлеще. Но, похоже, что никому у нас в области до этого нет дела.
Во вторник, 5 ноября состоялось заседание Совета по русскому языку при президенте России. Владимир Путин обсудил вопросы поддержки и популяризации русского языка в России и в мире. Заседание Совета при президенте обернулось разговором не только о проблемах языка, но и всего образования в целом в России. А еще говорили о популяризации русского языке вопреки «пещерным русофобам».
Думаю, что представителям нашего опорного вуза на заседании этого Совета делать было нечего. Ведь у нас в МАГУ нет ни кафедры русского языка, ни кафедры русской литературы. Может быть потому, что преподавать родной язык и литературу уже некому? Между тем, кафедра иностранных языков жива-живехонька. Может быть, «пещерные русофобы» как раз те, кто уничтожил в университете кафедры русского языка и литературы?
МАГУ никакой не преемник Мурманского государственного педагогического института (МГПИ). Он искусственно созданное инородное тело, не имеющее никакого отношения ни к нашему Учительскому институту, ни к педагогическому.
Пишу об этом с горечью и болью. Ведь пишу о своем институте. Я выпускник Мурманского государственного педагогического института. Закончил его в 1980 году. И тогда его выпускники работали не только в школах. Но на школы области учителей из числа выпускников нашего пединститута хватало.
Еще раз хочу сказать, что никакой преемственности нет и в помине. У МАГУ и МГПИ нет ничего общего. Они не однофамильцы и вообще не родственники. На официальной странице МАГУ есть биографии всех ректоров и директоров. И чем дальше в историю, тем короче биография ректора. Самая большая биография у нынешней врио ректора Ирины Шадриной. А, например, у Михаила Филипповича Филиппова, который был директором Учительского института с 1951 по 1956 год, вместо года смерти стоит стыдливый вопросительный знак. Не нашли? Или не искали? Не удосужились? И какая тут преемственность?
Я лично знал Михаила Филипповича. Он ушел с поста директора Учительского института, когда тот был преобразован в педагогический институт, выпускники стали получать высшее образование, директор стал ректором, и ему полагалась ученая степень, коей у Михаила Филипповича не было. В 1956 году он возглавил областную заочную школу, а через год в нее пришла преподавать физику моя мама, Яна Андреевна Привалихина. А потом родился я. Мама часто брала меня с собой на работу - в садик я никогда не ходил. Маминого директора я звал дядя Миша. Мне кажется, что я до сих пор помню его большие, теплые, добрые руки. Я подрос, пошел в школу, и мама сказала, что я уже достаточно большой и должен теперь называть дядю Мишу Михаилом Филипповичем. Такой переход дался мне нелегко. Филиппов был директором школы до 1967 года. Потом он вышел на пенсию, и они с женой уехали в Горьковскую область, но мама поздравляла его со всеми праздниками, а в нашем почтовом ящике на все большие праздники появлялась открытка от Михаила Филипповича. Так было много лет...
А теперь этот вопросительный знак вместо даты смерти директора Мурманского учительского института... Нестерпимо стыдно за такую память, за такую преемственность.
Фотография Татьяны Кудряшовой