Ровно две недели назад я написал колонку, которая называлась «МАГУ не может». Болит у меня сердце за родной и любимый вуз. Вот и написалось такое. Через неделю руководство МАГУ прислало на адрес сайта гневное письмо, подписанное врио ректора Мурманского арктического государственного университета Ириной Шадриной.
В колонке я подверг сомнению то, что МАГУ является преемником Мурманского учительского института. Подверг сомнению, поскольку говорил о духовной, гуманитарной, просветительской преемственности. Не поняв, или не приняв это к сведению, разгневанное руководство вуза не нашло ничего лучше, чем доказывать свою преемственность выдержками из Устава вуза и отсылами к постановлениям Совнаркома и Совета Министров РСФСР, а потом и постановлениям Правительства Российской Федерации. Кто бы сомневался, что с документами в университете полный порядок. Но писал-то я совсем не об этом!
Никто не ставит под сомнение то, что Россия является правопреемницей Советского Союза. Конечно, является. С юридической точки зрения. Но также никто ведь не будет отрицать, что СССР и Россия - это два совершенно разных Государства. С разными ценностями и приоритетами. Не видеть этого невозможно!
Далее в вину мне вменялось то, что я посмел усомниться в «опорности» вуза. Опять таки, в самом широком смысле слова. В письме мне оппонируют ссылками на Федеральную целевую программу развития образования. Раз такая программа есть, то вуз опорный по определению. Странноватая логика.
Третье мое преступление оказалось в том, что я высказал мнение о том, что в 2010 году из названия университета исчезло слово «педагогический», и что сейчас вуз не готовит учителей. Из письма я узнал, что 32% нынешних выпускников МАГУ получают дипломы педагогов. Кризис кадров в школе признают, свою вину нет. Как же, ведь 32%. Прямо Райкин какой-то: к пуговицам претензии есть? К пуговицам претензий нет. Пришиты намертво!
Я покусился на честь, достоинство и деловую репутацию МАГУ. Позволю себе не согласиться. На мой взгляд, честь, достоинство и репутация или есть, или их нет. На них нельзя покуситься, если они настоящие. Просто не выйдет ничего из такого покушения.
Получается, что руководство МАГУ совершенно не поняло, о чем я написал в своей колонке. А если они ничего не поняли, то она не для них и написана. Я разговаривал со многими давними и совсем недавними выпускниками МАГУ (МГГУ, МГПУ, МГПИ). Вот они поняли, о чем я писал. Они так же, как и я, обеспокоены судьбой родного института. У них тоже болит сердце. И они полностью со мной согласны. А один из них в сердцах сказал: «Да это ты вступился за честь и достоинство института».
Я ведь им про боль, про духовную, гуманитарную, историческую и нравственную преемственность, а они мне в нос тычут постановлением Совета Народных Комиссаров.
Правда, не вызвала протеста со стороны руководства вуза моя боль по поводу закрытия кафедр русского языка и русской литературы. Ну, закрыли и закрыли. Но не потому ли в письме столь пренебрежительное отношение ко мне? Врио ректора И.М.(Ирина Михайловна) Шадрина подписала, а написал письмо, по всей видимости, мой бывший коллега, а ныне советник при ректорате по информационной политике ФГБОУ ВО «МАГУ» (какой изысканный русский язык!) Илья Владимирович Комлев. А я для них просто А.Привалихин. Что, по привычке не удосужились отчество узнать? Или решили, что для клеветника сойдет и «А»?
Довольно большая часть колонки посвящена последнему директору Мурманского учительского института (после этого были уже ректоры) Михаилу Филипповичу Филиппову. О том, что на официальной странице МАГУ в интернете вместо даты его смерти стыдливый вопросительный знак. И здесь МАГУ ко мне претензий не имеет. А ведь если бы они рассказали в своем гневном письме о том, какие усилия были приложены университетом в поисках точной даты смерти и места упокоения своего бывшего директора, то я первый бы перед ними извинился, снял шляпу и сказал: «Простите великодушно! Я был неправ. Вы - настоящие преемники МУИ, МГПИ, МГПУ и МГГУ. Вы настоящие хранители истории родного вуза. Вы хранители его традиций. Простите меня».
Но в этой части моя колонка не вызвала претензий у руководства МАГУ. Почему? Не потому ли, что никто и не пробовал искать, что никто не поинтересовался, когда умер и где похоронен последний директор Мурманского учительского института, участник Великой Отечественной войны Михаил Филиппович Филиппов.
Мне стыдно. А им нет?
Чего же хотят авторы письма?
1. Прекратить распространение не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию МАГУ сведений и удалить с сайта мою колонку.
2. Опубликовать опровержение на сайте в течение десяти дней.
3. Уведомить Университет о принятом решении в письменной форме в установленные законом сроки.
То есть получается, что мы должны извиниться за то, что руководство университета, прочитав колонку «АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. МАГУ НЕ МОЖЕТ», не поняло, о чем в ней написано?
Фотография Татьяны Кудряшовой