Когда я учился в мореходке, преподаватель по морскому делу говорил курсантам «суда не тонут, их топят люди». В Баренцевом море в районе полуострова Рыбачий 17-го октября 2020 года случилась трагедия. От удара о скалы затонуло маломерное судно «Юбилейный» с приехавшими отдохнуть в Мурманскую область гражданами. С судоводителем десять человек. Семеро спаслись. Те, кому в полной темноте удалось выскочить из тонущего судна, прыгали в холодную воду и карабкались на скользкие камни, оказавшись в морском плену. Испуганные, раненные, насквозь промокшие и замёрзшие люди находились в море до прибытия первой помощи, попасть на берег самостоятельно не было ни возможности, ни сил. С берега двое мужчин на маленькой резиновой лодке, по одному человеку снимали потерпевших со скал. Спасшиеся пассажиры «Юбилейного» были до смерти измотаны и с трудом передвигались. Один человек не смог выбраться и погиб. Судьба двоих до сих пор неизвестна.
Согласитесь, жуткий сюжет. Слава Богу, что на берегу мужики оказались рядом. Ни за деньги, ни за ордена и должности, не думая о риске собственной жизни, по первому крику кинулись в море людей спасать - такие вот реальные герои.
В связи с трагедией нашел в сети один комментарий, привожу его полностью:
Как это ни прискорбно, но я согласен со всеми вашими утверждениями. Кроме этого добавлю, что вообще бардака в организации этих самых морских рыбалок - выше крыши! Начнём с того, что судёнышко это ведь под ГИМС-ом было, а тем не менее занималось коммерческой деятельностью. Естественно, что никакой лицензии на перевозку пассажиров у него не было! Ни на какой базе стоянке он не стоял и перед выходом в море никто его не проверял, потому как напрочь отсутствует такая база-стоянка в Лиинахамари. Вот и получается, что у семи нянек дитя без глазу! Всё-таки вывозить в море людей нужно на проверенном судне с подготовленным экипажем. Не хочу «накаркать», но очень опасаюсь, что этот случай будет далеко не последним!.
По моему мнению хоть и эмоциональный, но откровенно честный и грамотный взгляд на реальность.
Поиск виноватых
Механизм стандартный: прокуратура проведет проверку по факту, возьмет на контроль расследование, следователь сделает свою работу, предъявит обвинение, суд вынесет приговор. Кому? Разберутся. Когда речь идет об аварийных случаях, связанных с судами, то ответственность, как правило, возлагают на лицо, управляющие судном - на судоводителя, в отдельных случаях на руководителя и собственника организации, которой принадлежит данное судно, иногда на лиц, ответственных за функционирование объектов транспортной инфраструктуры. Реже достается тем, кто осуществляет отраслевой контроль и надзор в данной сфере деятельности. Как правило, вообще ни причём остаются должностные лица, отвечающие за реализацию федеральной и региональной нормативной правовой базы в данной сфере деятельности и, в частности, создание на берегу инфраструктуры транспортной безопасности.
Маломерные суда и расследование кораблекрушений
По фактам аварийных случаев, связанных с судами, тем более кораблекрушений с гибелью людей, в соответствии с законодательством создаются ведомственные комиссии по расследованию обстоятельств и причин произошедшего. В случае с маломерным флотом мало что понятно. Кто в подобных случаях создает комиссию и будут ли вообще это делать? Маломерные суда теперь поделены на две группы: те, которые используются в некоммерческих целях - за них отвечает Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), и маломерные суда, которые используются в коммерческих целях - это «поляна» Минтранса России. В данном конкретном случае кому-то предстоит определить, чем занималось данное маломерное судно: коммерческой или некоммерческой деятельностью, являлось ли плавание данного судна торговым мореплаванием или это была иная деятельность, связанная с использованием судна? Хотя, строго говоря, «иная» деятельность в Кодексе торгового мореплавания также входит в понятие торгового мореплавания, а под судном понимается любое самоходное или несамоходное плавучее сооружение.
Дальше больше. Если почитать транспортное законодательство, то вне зависимости от сложившейся в настоящее время ведомственной классификации и освидетельствования гражданских морских судов, в отдельных случаях на структуры Минтранса России возложены полномочия в сфере обеспечения транспортной безопасности в отношении всех маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов. Это в первую очередь диспетчерское регулирование на акватории морских портов и координация деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасании людей и гражданских судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации. Входит ли место гибели судна «Юбилейный» в указанную категорию морских поисково-спасательных районов? Наверное, кто-то даст ответ и на этот вопрос.
Маломерные суда и морской порт
Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется, в том числе, в целях обеспечения безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Согласно приказа Минтранса России Морской порт Мурманск, в частности, включает три удаленных морских терминала: Териберка, расположенный в губе Териберка; Ура-Губа, расположенный в губе Ура; Лиинахамари, расположенный в губе Печенга. Стоянка судов осуществляется на указанных якорных стоянках и у перечисленных в приказе причалов порта, других вариантов нет. В удаленных морских терминалах: в поселке Териберка два причала, в поселке Лиинахамари и в губе Ура по одному плавпричалу. И вот тут мы подходим к самому главному моменту, о котором говорил в интернете неизвестный комментатор: «Естественно, что никакой лицензии на перевозку пассажиров у него не было! Ни на какой базе стоянке он не стоял и перед выходом в море никто его не проверял, потому как напрочь отсутствует такая база-стоянка в Лиинахамари». Возникает вопрос, являются ли указанные выше причалы и плавпричалы базами?
База стоянки маломерных судов
О какой такой базе говорит человек? Отвечаю: о базе (сооружении) для стоянки маломерных судов и иных плавучих объектов (средств). И это не просто «набор слов», а термин из федерального и регионального законодательств. В субъектах Российской Федерации, где есть маломерный флот, данное понятие обязывает к определенным действиям и возлагает предусмотренную КоАП РФ и УК РФ ответственность соответствующих должностных и юридических лиц, а также граждан. Следует отметить, что на органы государственной власти субъектов Российской Федерации Водным кодексом возложена ответственность и даны полномочия в области водных отношений, и регионы активно работают с этим. Необходимый нормативный правовой акт издан и на данной территории - Постановление Правительства Мурманской области от 23 октября 2019 года N 478-ПП «Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Мурманской области и Правил охраны жизни людей на водных объектах в Мурманской области». Есть в документе раздел «Организация выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок». Прописан порядок регистрации маломерных судов на базе (сооружении), процедура выхода маломерного судна в плавание и его возвращения на базу. Изложено в каких случаях выпуск маломерных судов с базы запрещается. Сказано, что о самовольном выходе в плавание на маломерном судне с нарушениями сообщается в орган, уполномоченный осуществлять государственный надзор за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, то есть в ГИМС. Говорится о наличии на базе (сооружении) связи и должного взаимодействия с медицинскими, спасательными, надзорными, правоохранительными органами и иными учреждениями. Написано почти все, что надо, но нет в акте главного - а кто создает эти самые базы (сооружения)? Государство или частный бизнес? Указано, что контроль за соблюдением Правил охраны жизни людей на водных объектах в Мурманской области в пределах своей компетенции осуществляют органы местного самоуправления и ГИМС.
Местная власть и маломерный флот
Добрались и до органов местного самоуправления. Казалось бы, а причем тут они? А при том, что без них на морском побережье Мурманской области создать эти самые базы (сооружения) для стоянки маломерных судов и иных плавучих объектов (средств) не представляется никакой возможности. Да и кто, кроме руководителей местного самоуправления лучше знает, где нужны эти базы (сооружения) и где есть условия для их строительства на данной территории - схемы территориального планирования муниципальных образований определяют законный фундамент создания указанных объектов, являющихся, кстати говоря, частью туристской инфраструктуры.
Что имеем в результате?
Минтранс России, Морской порт Мурманск, ГИМС, Правительство Мурманской области, органы местного самоуправления. Вот и получается, верно сказано - «у семи нянек дитя без глазу!».
Теперь следователь под пристальным контролем прокуратуры будет разбираться в том, кто виноват в кораблекрушении маломерного судна «Юбилейный», может быть будет искать и эти самые базы (сооружения) для стоянки маломерных судов и иных плавучих объектов (средств). И он их найдет, конечно. На бумаге. Некоторые «базы» можно даже руками пощупать. А есть ли в Мурманской области на самом деле эти объекты, и работают ли они в соответствии с требованиями федеральных и региональных нормативных правовых актов? Не сложилась ли на территории региона практика, когда капитан (судоводитель) маломерного судна просто звонит пограничникам и сообщает по телефону, что, мол, пошел на таком-то маломерном судне в Баренцево море с каким-то количеством пассажиров на борту, а в каком состоянии это самое судно, есть ли обязательные средства спасения, как выглядит его немногочисленный экипаж и пассажиры - никто не знает.
Комиссия
Может быть это и не делалось никогда, но комиссию по факту событий с маломерным судном «Юбилейный» соответствующему органу исполнительной власти Мурманской области создать надо бы, только польза будет для региона, ведь так много говорится об инфраструктуре морского туризма, в том числе о безопасности отдыхающих. В этой связи обратил бы внимание заинтересованных читателей на самое главное: внезапно осиротевших детей, вдов и родителей, ушедших раньше времени на тот Свет гостей Кольского Заполярья.