Размер оплаты по больничным листам нетрудоспособности для россиян, скорее всего, со следующего года уменьшится. В проекте бюджета Федерального фонда соцстраха на 2011-2013 годы заложено несколько нововведений, которые, как считают эксперты, неизбежно к этому приведут. Если, конечно, эти положения поддержат правительство и депутаты
Предложения простые
Первое, что предполагается сделать, это пересмотреть взаимосвязь между стажем работы и размером пособия по временной нетрудоспособности. Сто процентов от среднего заработка предлагается платить работникам со стажем свыше 15 лет (сейчас для 100-процент-ного пособия достаточно более 8 лет стажа), 80 процентов - тем, у кого страховой стаж 8-15 лет (сейчас 5-8 лет) и 60 процентов будут получать те, у кого стаж меньше 8 лет (сейчас столько получают те, у кого стаж менее 5 лет).
Второе новшество - планируется переложить на плечи работодателя оплату трех дней больничного (сейчас он компенсирует два дня). Третье: в настоящее время размер больничного считается, исходя из средней зарплаты в течение года, а по новым правилам учитываться будут 24 месяца. Так что, как ни крути, у большинства россиян суммы выплат станут меньше.
По мнению столичных экспертов, это объясняется в первую очередь попыткой сбалансировать бюджет Фонда социального страхования, который на сегодняшний день является дефицитным. И «дырка» покрывается из федерального бюджета. Благодаря же нововведению фонд сможет сэкономить до 50 миллиардов рублей в год, а то и больше. Интересно, что наибольшую экономию - опять же, по мнению экспертов, - даст пункт, связанный с увеличением с 12 до 24 месяцев срока, за который рассчитывается средний заработок для больничного. Ведь два года назад зарплата у большинства работников, где бы он ни работал, была ниже, чем в настоящее время, а значит, она будет тянуть вниз сумму пособия. Благодаря этому соцстрах может сэкономить до 40 миллиардов рублей.
В законопроекте предусмотрено ввести еще один источник пополнения бюджета фонда: взносы в соцстрах предлагается собирать и за тех работников, которые работают не на постоянной основе, а по договорам подряда.
Работодатели и профсоюзы против
В середине октября состоялось очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Сторонами комиссии, представляющими общероссийские объединения работодателей и профсоюзов, не был поддержан новый законопроект.
В частности, по мнению стороны работодателей, предусматриваемое законопроектом увеличение до трех дней периода временной нетрудоспособности, оплачиваемого работодателями, является скрытым увеличением тарифа страхового взноса в ФСС. Требуют дополнительного обоснования предлагаемые изменения об увеличении периода времени (с одного года до двух лет), за который определяется средний заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности; о включении в базу для расчета страховых взносов доходов по договорам гражданско-правового характера; о порядке предоставления пособий по временной нетрудоспособности в зависимости от стажа работы. Соответственно, сторонами работодателей и профсоюзов не был поддержан и проект федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», основанный на нормах вышеуказанного проекта закона по внесению изменений в законодательство об обязательном социальном страховании.
Ранее Российский союз промышленников и предпринимателей высказывал свое неодобрительное мнение на предмет реформирования медицинского и социального страхования.
Стремление поднять уровень доходов фонда за счет уплаты взносов с работников, занятых по договорам подряда, лишает договор подряда принципиального смысла. Современная экономика и сложившаяся в стране непростая ситуация в промышленности требуют подходов, основанных на мобилизации персонала в определенные периоды, и увеличение нагрузки на этот сегмент работников будет лишь очередным поводом для поиска непрозрачных схем для экономии средств.
Министр дает пояснения
- Мы рассчитываем достичь согласия с социальными партнерами (профсоюзами и работодателями) по спорным моментам еще до рассмотрения законопроекта Государственной Думой, - пояснил на прошлой неделе заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Юрий Воронин. - Сложилась ситуация, когда люди, работающие по гражданско-правовым договорам, с одной стороны, не участвуют в солидарной системе, обеспечивающей выплаты по социальному страхованию, и, с другой стороны, как следствие первого факта, не были защищены на случай временной нетрудоспособности и материнства. С получаемой по гражданско-правовым договорам оплаты труда страховые взносы работодателями в ФСС не платятся. Соответственно эти работники не имеют права на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком получают в том же размере, что и неработающие граждане.
Такая ситуация использовалась некоторыми недобросовестными работодателями для минимизации расходов на уплату страховых взносов. На крупных предприятиях доля выплат по гражданско-правовым договорам в объеме платежей физическим лицам составляет около 16,5%. На средних предприятиях эта цифра достигает 26%.
Переход к расчету пособий из заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, направлен на реализацию принципа эквивалентности между размером отчислений в Фонд социального страхования и уровнем страхового обеспечения застрахованных лиц. Пособие по социальному страхованию должно рассчитываться исходя из устойчивого заработка сотрудника.
- Ситуация, когда период выплаты пособия превышает период формирования социальных прав, - прямое нарушение принципа социального страхования. В первую очередь это касается работников, проработавших несколько месяцев перед уходом в декрет, - пояснил Юрий Воронин. - Более того, по данным ФСС, ряд
недобросовестных работодателей, используя существующую ситуацию, создают схемы, позволяющими им, в сговоре с только что нанятым работником, зарабатывать на фонде соцстраха, сформированном в том числе и за счет отчислений с наших с вами зарплат.
Он добавил, что «одна из задач - настроить систему социального страхования так, чтобы она не провоцировала возникновения мошенничества».
При выборе периода учитывался опыт обязательного пенсионного страхования (трудовая пенсия исчисляется из заработка за двухгодичный период). Как показала практика, двухгодичный период наиболее объективно отражает реально получаемый работником заработок и позволяет исключить возможную несправедливость, причем как в сторону завышения размера выплат, так и в сторону занижения. В текущем году у человека может быть и более низкая заработная плата, чем в предыдущем.
Важно, что для «устойчиво» работающих и страхующихся людей социальных ухудшений не произойдет.
По рекомендациям Международной организации труда в работе системы социального страхования один из главных принципов - это сохранение мотивации у сотрудника к возвращению к трудовой деятельности.
Юрий Воронин отметил, что «министерство отвергло предложение некоторых экспертов о том, что пособие по временной нетрудоспособности вообще не должно возмещать 100% утраченного заработка». Но были пересмотрены стажевые пороги: стаж более 15 лет - 100%; стаж от 8 до 15 лет - 80%; стаж менее 8 лет - 60%.
Реализация предложенных изменений позволит справедливо дифференцировать размер пособий по временной нетрудоспособности, исходя из объема и периода уплаты взносов. Тот, кто больше и лучше работал, получит более высокий размер компенсации в случае болезни.
Такой подход соответствует принципам, разработанным Международной организацией труда, в соответствии с которыми социальное страхование:не должно требовать дополнительных бюджетных вливаний; должно сохранять у работника мотивацию возвращения к трудовой деятельности; обеспечивать больший размер пособий тем, кто внес больший вклад в формирование системы социального страхования; увеличение количества дней больничного, оплачиваемых работодателем, с двух до трех.
Ответственность за создание сбалансированной системы социального страхования должна равномерно распределяться между всеми сторонами. Именно поэтому предлагается увеличить количество дней больничного, оплачиваемых работодателем.
Стоит отметить, что сам работодатель зачастую отвечает за здоровье своих сотрудников уровнем условий труда и проведением профилактических мероприятий, например вакцинацией работников. Причем это касается не только тех, кто работает на вредных или опасных производствах, но и офисных работников.
«Система социального страхования должна быть построена таким образом, чтобы работодатель был заинтересован в улучшении условий труда», - отметил Юрий Воронин.
СТПП и СПП Мурманской области против
Никоим образом не сомневаясь в компетенции столичных профессионалов, «Полярка», тем не менее, решила заручиться мнением на сей счет местных экспертов.
Повышение отчислений в фонды пенсионного и социального страхования лягут в 2011 году существенной финансовой нагрузкой на все категории бизнеса. Последствия этого повышения будут видны, на наш взгляд, через полгода, - так прокомментировали новшество, привнесенное российскими чиновниками в федеральный законопроект, в Северной торгово-промышленной палате. - Работники, проживающие и работающие в районах Крайнего Севера, на момент вступления в силу этого закона будут получать 100% пособия независимо от стажа. Пострадают работники, впервые принятые на работу после 1 января 2007 года. Расходы по оплате пособий у организаций вырастут за счет собственных средств, так как оплачивать придется 3 дня, вместо двух. Это создаст дополнительную нагрузку на бизнес.
Если пособие по временной нетрудоспособности будет рассчитываться исходя из 24 месяцев, то среднедневной заработок окажется ниже, чем при расчете исходя из 12 месяцев. Это ущемление доходов работников. По нашему мнению, оно - на совести профсоюзов. Расчет пособий за 24 месяца усложнит работу бухгалтерам (24 месяца - не 12), что приведет к увеличению затрат рабочего времени.
- Реформирование сферы социального страхования - это один из наиболее дискуссионных вопросов во взаимоотношениях работодателей и государства, - считают в Союзе промышленников и предпринимателей Мурманской области. - Уже с начала 2011 года нагрузка на фонд оплаты труда работодателей страны станет выше за счет увеличения страховых взносов. В ситуации отсутствия стабильности в экономике данная мера может оказаться для предприятий весьма болезненной. В этой связи увеличение нагрузки на работодателя по оплате больничных листов может привести к негативным последствиям и даже спровоцировать уход зарплат в «серую зону», а это недопустимо. Ранее Российский союз промышленников и предпринимателей высказывал свое неодобрительное мнение на предмет реформирования медицинского и социального страхования. А стремление поднять уровень доходов фонда за счет уплаты взносов с работников, занятых по договорам подряда, лишает этот договор принципиального смысла. Современная экономика и сложившаяся в стране непростая ситуация в промышленности требуют подходов, основанных на мобилизации персонала в определенные периоды, и увеличение нагрузки на этот сегмент работников будет лишь очередным поводом для поиска непрозрачных схем для экономии средств.
Особенно все указанное выше затрагивает интересы предприятий нашего региона. Нагрузка на них, ввиду повышенных социальных обязательств по выплате заработной платы, а также - неразвитая транспортная инфраструктура значительно снижают конкурентоспособность мурманских предприятий. Поэтому необходима комплексная программа экономического развития северных регионов страны, в рамках которой станет возможно стимулировать развитие компаний путем выработки преференций в налоговой, таможенной и других сферах.
Развитие цивилизованного социального партнерства подразумевает взаимные обязательства сторон. В данном случае мы видим все возрастающую ответственность работодателей в отношении работников и государства и самоустранение государства от обязательств в отношении работодателей.
Профсоюзы усмотрели порочность в нововведениях
Как пояснили в Мурманском областном совете профсоюзов, основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, а также проект федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования РФ...» на этот же период действительно предусматривают значительные изменения норм обеспечения застрахованных граждан пособиями по временной нетрудоспособности.
Профсоюзные лидеры Мурманской области, а также их коллеги из других регионов страны сделали свои умозаключения по указанному законопроекту и передали их в Федерацию независимых профсоюзов России. ФНПР, подводя итоги, сделала по этому поводу официальное заявление.
- Изменение норм выплаты пособий, а по сути, снижение их размеров, - говорят профсоюзные лидеры, - предлагается буквально после вступления в силу федеральных законов
№ 212-ФЗ и № 213-ФЗ, закрепивших переход системы социальной защиты работника на страховые принципы, в соответствии с которыми бюджет Фонда соцстраха на 2010 год и на период 2011-2012 годов позиционировался сбалансированным и по доходам, и по расходам. В этой ситуации аргументацию нововведений в связи с бюджетным дефицитом фонда профсоюзы рассматривают не иначе как просчеты в бюджетной и тарифной политике системы обязательного социального страхования.
В очередной раз новации проводятся через бюджетное законодательство и только затем оформляются в виде поправок в законы по конкретному виду социального страхования, принимаемых в силу процедурных причин позже, фактически подгоняя нормы к планируемому объему финансирования.
ФНПР неоднократно указывала, что вопросы тарифной политики и установления норм обеспечения пособиями должны быть предметом договоренности сторон социального партнерства. Национальное законодательство о социальном страховании должно опираться на международные нормы, предусматривающие актуарное обоснование тарифов страховых взносов. Базой для этого должна стать ратификация Конвенции № 102 МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения».
Профсоюзы считают порочной проторенную федеральными органами исполнительной власти практику пересмотра норм страхового обеспечения и предварительной проработки с социальными партнерами. Провал эксперимента с единым социальным налогом, который привел систему обязательного социального страхования к разбалансированности и кризису, не стал уроком для чиновников в их решимости продолжения в одностороннем порядке политики «оптимизации социальных расходов» за счет работающих граждан. ФНПР призывает органы власти к соблюдению конституционных требований и заявляет о несогласии с попыткой ухудшения уровня социальной защиты трудящихся путем фактического снижения норм выплаты пособия по временной нетрудоспособности.