Жизнь стремительна и непредсказуема. Привычные для обсуждения экономические темы выглядят теперь микроскопическими и кажется ушли куда-то в спокойное далекое прошлое. Мир резко изменился.
Тем не менее, нужно продолжать работать - другого пути нет.
Перечни особенностей
Пару дней назад вышло Постановление Правительства России от 12 марта 2022 г. N 353 «Об особенностях разрешительной деятельности
в Российской Федерации в 2022 году». Суть «особенностей» заключается в продлении для бизнеса сроков действия различных государственных разрешительных документов, сокращении сроков их оформления, сокращении перечней требований и документов для их получения. В этой связи, учитывая происходящее, совершенно логично было бы двигаться дальше, принять правительственное постановление «Об особенностях контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в 2022 году», а также издать правоприменительные разъяснения для органов судебной власти. В условиях формирующихся негативных обстоятельств ведения хозяйственной деятельности наказания предпринимателей за нарушения отдельных норм КоАП РФ должны быть минимальными.
Гибкий государственный подход может касаться ранее оформленных договорных отношений с бизнесом в сфере пользования природными ресурсами. В частности, в морском рыболовстве необходимо в ближайшее время ослабить норму по объему обязательной добычи (вылову) водных биоресурсов, убрать все надуманные административные и контрольные барьеры, приводящие к росту непроизводительных затрат. Возникают дополнительные принципиальные ограничения и риски проведения внешнеэкономических операций по торговле рыбной продукцией, эксплуатационному и техническому обеспечению работы рыболовного флота.
Рыбопромышленники Севера подготовили соответствующий перечень предложений по адаптации законодательства к существующим реалиям.
Что делать с темой «квоты под киль»
В 2015 году в России стартовала «реформа» рыбного хозяйства c названием «квоты под киль». Государство стало обменивать водные биологические ресурсы на заказы по строительству рыболовных судов на отечественных верфях. Идейные вдохновители «проекта» сформулировали лозунг: «обеспечим производство рыболовных судов на принятом в мире конкурентном уровне».
19 октября 2015 года, Ново-Огарёво, Московская область. Д.В.Мантуров, министр промышленности и торговли:
«Сегодня мы производим качественную продукцию. Более того, за последние четыре года наработали... по рыболовецким проектам - особенно для крупнотоннажных судов, для среднетоннажных судов. Сегодня с учётом конкурентных цен на свою продукцию готовы обеспечивать производство, как минимум, шести крупнотоннажных судов и порядка 15-20 средне- и малотоннажных в год.».
2016 год. А.Л.Рахманов, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация»:
«Мы готовы производить 5-8 среднетоннажных и 3-4 крупнотоннажных судна в год, начиная с 2018 года».
Что из этого вышло.
Вид сверху - итоги проекта «квоты под киль»
Четыре года схема «квоты под киль» реализуется на практике, формируя искусственно созданную питательную среду для финансирования отечественного судостроения. Как показал опыт первых лет, - питания оказалось недостаточно. На совещании в Росрыболовстве 2 февраля 2022 года ситуацию с рыбаками руководство судостроительной отрасли, в частности, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Алексей Рахманов, озвучивает следующим образом:
- верфи работают с рыбаками себе в убыток;
- денег у верфей нет, поэтому возникают задержки в графиках строительства рыболовных судов;
- при продолжении проекта «квоты под киль» сроки контрактов на строительство рыболовного судна необходимо продлить c 5 до 7 лет;
- на следующем этапе проекта «квоты под киль» стоимость строительства рыболовных судов увеличится на 30%.
В сравнении с яркими речами Алексея Рахманова в 2016 году, тексты 2022 года отличаются, мягко говоря, на «45 градусов». Ничего лишнего - на первый план откровенно выходят деньги.
Про деньги
Под проект «квоты под киль» с 2018 года рыбопромышленники заключили с различными российскими верфями 105 контрактов на строительство 64 рыболовных и 41 краболовных судов на сумму более 200 миллиардов рублей. Краболовы в 2019 году под «квотные» стройки вынуждены были по решению чиновников в который раз выкупать на аукционах половину квот на крабов, которых им годом ранее государство распределило на пятнадцать лет, заключив соответствующие долгосрочные договоры. В итоге, цена аукционной перепродажи крабов составила 142 миллиарда рублей.
Суммарно с учетом операционных кредитов рыбная отрасль Российской Федерации на многие годы вперед глубоко погрузилась в долги, на сумму, сопоставимую c ежегодной выручкой от реализации своей продукции - не менее 0,5 триллиона рублей.
Такого в истории отечественного рыбного хозяйства не было никогда.
Что на выходе?
За четыре года в России по проекту «квоты под киль» со скандалами построено всего восемь судов.
Вид снизу - цены на рыбу
Несмотря на рекордные уловы, цены на массовые виды рыбной продукции на внутреннем рынке отражают тревожные социальные тенденции.
За четыре года на два самых популярных вида пищевой продукции сельдь тихоокеанскую и сельдь атлантическую, которые регулярно потребляет 84% населения страны, оптовая цена выросла в два с половиной раза. Следующие за сельдью по объемам потребления минтай, скумбрия и треска за указанный период подорожали на опте в среднем на 50%.
Следует отметить, что почти 90 процентов россиян в основном покупают относительно недорогую свежезамороженную рыбную продукцию, 74 процента - слабосоленую рыбу. Из-за низких доходов незначительным спросом у потребителей пользуются охлажденные филе (семь) и стейки (шесть), а также рыбные полуфабрикаты (два процента). Доля рыбы в чеке снижается . Происходит это из-за роста средней цены за килограмм рыбной продукции (313 руб., +8,9% в июле 2021 г. по сравнению с июлем 2020 г.).
Население переключается на бюджетные пищевые товары - минтай, навага и т.п. В последние три года одной из самых растущих категорий в рыбе и морепродуктах стали паштеты, намазки, рубленая продукция (продукция из производственных остатков).
Когда нормальная еда дорожает, люди ищут чем ее заменить.
Для большинства граждан страны, омываемой двенадцатью морями (плюс замкнутый водоем - Каспийское море), рыба становится не по карману и переходит в разряд деликатесов.
Как результат в России стали есть меньше рыбопродуктов. По экспертным оценкам ежегодное душевое потребление рыбы и морепродуктов составляет 13,3 кг в весе готовой продукции. Это значительно меньше уровня развитых стран.
Домохозяйки платят за миф
Одна из базовых причин роста цен на внутреннем рыбном рынке это искусственно созданная под одну из отраслей экономики (судостроение) схема многомиллиардных финансовых затрат предприятий другой отрасли - пищевой промышленности (рыбная промышленность - часть пищевой промышленности). Для отечественного рыбного хозяйства задача строительства новых судов не является первостепенной, что подтверждают рекордные уловы водных биоресурсов и не превышающий общемировой уровень показатель аварийности на рыбопромысловых судах. Составляющие основу рыбодобывающего флота России промысловые суда соответствуют требованиям всех мировых морских классификационных обществ, в последние пятнадцать лет постоянно модернизируются и заменяются на более современные. Возраст и состояние флота рыбной промышленности России такой же, как в Норвегии, Исландии, США или в Канаде, не говоря уже об Испании или Португалии и станах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Миф на тему «старого» рыболовного флота имеет ярко выраженный демагогический характер, направлен на обеспечение достижения отдельными частными лицами контроля над самыми ликвидными российскими водными биоресурсами. Однако тема флота - это другая история, которой будет посвящён специальный аналитический материал.
А пока механизм «квоты под киль» запустил многомиллиардный рост «бестолковых» затрат в рыбной индустрии России.
Чудес на свете не бывает - гигантские расходы требуют возврата. Цены на рыбную продукцию на внутреннем рынке растут, так устроена практическая экономика. «Квоты под киль» фактически оплачивают российские потребители рыбной продукции.
В нынешних условиях ведения хозяйственной деятельности тему «квот под киль» и «инвестиционные» аукционы на все водные биоресурсы следует отложить в сторону - не до экспериментов.