Я прочел превеликое множество книг о Великой Отечественной войне. Документальных, художественных, множество мемуаров. Видел очень много фильмов о войне. Порой в этих фильмах не звучало ни одного выстрела, как в великом «Белорусском вокзале», но они были о войне. А с книгами было так. Сначала это были книги о пионерах-героях, но уже тогда, классе в пятом, наверное, я прочел великую книгу о войне. Книгу документальную. Она поразила меня в самое сердце. Я ее до сих пор перечитываю. Честное слово! Уникальные люди, уникальные судьбы. Их девизом были слова, написанные на крепостной стене: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!». Называлась эта книга «Брестская крепость». Её написал Сергей Сергеевич Смирнов. Наверное, символично, что чуть выше я написал о фильме «Белорусский вокзал», режиссером которого был Андрей Сергеевич Смирнов, сын автора «Брестской крепости».
В начале этого года в Москве, в издательстве «Родина» вышла книга «Дети войны о войне». Это уже второе издание. В книге сорок очерков о войне, сорок воспоминаний о войне детей войны. Составители книги Вячеслав Зиланов и Анна Луговская. Да, это тот самый Вячеслав Зиланов, имя которого отлично известно в Заполярье. Вячеслав Константинович долгие годы работал в рыбной промышленности Заполярья, был заместителем министра рыбного хозяйства СССР, вице-губернатором Мурманской области в правительстве Юрия Евдокимова.
Слава Зиланов родился 7 ноября 1938 года, он сам ребенок Великой Отечественной. Его воспоминания есть в книге. Я даже и не знаю, к какому жанру отнести книгу «Дети войны о войне». Мемуары? Слишком громко и пафосно. Воспоминания? Пожалуй. В книге сорок рассказов о войне. Воспоминаний. Иногда даже и не детей, а их родителей. Ведь некоторые из авторов книги родились в 1941 году, и помнить войну они просто не могут. Но это не делает их рассказы менее ценными. Некоторые воспоминания занимают в книге несколько десятков страниц, некоторые чуть больше странички. Но и это тоже не делает их менее ценными. Да, все эти воспоминания субъективны, но ведь именно в этой субъективности их особая ценность. Детям войны сегодня уже за восемьдесят. И это здорово, что они успели рассказать про свою войну, про свою Великую Отечественную. Ведь война действительно была у каждого своя, хотя некоторые из них за все ее четыре года ни разу не слышали залпов пушек, не были под бомбежкой. В книге есть воспоминания тех, кто жил во время войны в самых разных уголках нашей необъятной Родины.
Одним из составителей книги является наш земляк. И хотя детские годы Славы Зиланова прошли вовсе не на Крайнем Севере, но он, конечно же, наш земляк. Так вот, думаю, именно поэтому в книге так много воспоминаний тех, кто уже после войны долгие годы жил и трудился здесь, в Заполярье. Назову лишь некоторых из авторов этой книги. Почетный гражданин города-героя Мурманска и Мурманской области Лев Васильевич Журин, почетные граждане города-героя Мурманска Владимир Ильич Горячкин и Борис Аркадьевич Вульфович, многолетний начальник главка «Севрыба», прославленный рыбацкий капитан Михаил Иванович Каргин и другие.
Эти воспоминания уникальны. Когда я читал книгу, то не раз приходила мне в голову мысль, что в жизни случается такое, что никогда не придет в голову автору книги художественной. Жизнь сама пишет такие сценарии, такие драмы. Ведь мы помним и знаем, что война вошла в каждый дом, война коснулась каждой советской семьи, и в каждой семье есть свои герои Великой Отечественной.
Авторы в книге расположены по алфавиту. Поэтому воспоминания открывает очерк о военном детстве мальчишки с севера Норвегии. Есть в ней воспоминания и немецкого юноши. Когда я читал книгу, то они у меня невольно перекликались с воспоминаниями нашего мальчишки, который был угнан на работы в Германии. И когда немецкий подросток занимался в гитлерюгенде, советский паренек батрачил на немецкую семью. Вот такая разная у каждого была своя война.
Я уже сказал, что воспоминания в книге есть детей войны, живших в разных уголках Советского Союза. Но особняком стоят воспоминания Льва Васильевича Журина. Когда война началась, ему было 14 лет. Он был ребенком войны. А когда заканчивалась, он был уже солдатом Красной Армии. Да и в начале войны семья его жила у нас, на Севере, а потом была эвакуирована аж на Дальний Восток. Воистину, широка страна моя родная.
Не для всех война закончилась в 1945 году. И это зависело от того, где семья жила после войны. Слава Зиланов после войны жил в новой семье отца на Западной Украине, во Львове. Там война продолжалась. Боролись с бандами бандеровцев. Не закончилась война в мае сорок пятого и для тех, кто жил на территориях, которые в годы войны были оккупированы гитлеровцами. Земля там была буквально нашпигована оружием, минами, боеприпасами. В книге один из авторов рассказывает, как на мине подорвались трое старшеклассников его школы. Причем, один из них считался крупным специалистом по обезвреживанию мин и собирался после школы стать военным. Но в этот раз мина оказалась с секретом. Мальчишка возился с ней так долго, что один из пацанов не выдержал и отправился домой. Это спасло ему жизнь, а трое его товарищей погибли.
Михаил Иванович Каргин, который в войну жил на донском хуторе, помнит оккупантов. Причем самых разных. Первыми на хутор пришли венгры, их сменили немцы, потом были румыны и итальянцы. Всем им хотелось откусить от лакомого пирога, только вот воевать хотели не все. Совсем уж жутким был рассказ о том, как пришла Красная Армия. По соседству жила неблагополучная семья - глухонемые сестры и брат с нарушенной координацией движений. Одна из сестер вышла встречать освободителей, но, поскольку была глухонемой, то свой восторг выражала мычанием. Один из красноармейцев крикнул: «Ты что, русский язык забыла, пока нас не было!»,- и застрелил девушку. Да, так тоже бывало. Я же говорю, что у каждого была своя война и своя правда.
Я мог бы еще долго вспоминать уникальные истории из книги. Их там очень много. Но, мне кажется, что каждый должен эту книгу прочитать сам. Правда тираж у нее... Вот с нынешними тиражами издаваемых книг у меня просто беда. Никак не возьму в толк, большие они или маленькие по нынешним временам. Тираж книги 500 экземпляров. И я не знаю всего это, или целых пятьсот. Но этого количества, думаю, с лихвой должно хватить, чтобы она появилась в каждой библиотеке Заполярья. Или, по крайней мере, в каждой школьной библиотеке Мурманской области.