Проблемы массовых неплатежей в энергоснабжении и ЖКХ Мурманской области, обсуждаемые на нашем сайте с людьми, от которых зависят конкретные решения и действия по разрешению этой ситуации - этого без всякого преувеличения системного кризиса, поразившего жизнеобеспечивающие отрасли экономики области, - остаются в фокусе нашего внимания. По имеющейся информации, в конце ноября в Мурманской областной думе по этой проблематике состоятся специальные депутатские слушания, призванные проанализировать причины кризиса с точки зрения нормативной базы и практики функционирования этих отраслей в реалиях нашего региона. Краеугольным вопросом этих слушаний, стоящим в повестке дня под номером один, будет вопрос о политике тарифного регулирования в регионе. Действительно, тарифное регулирование в отраслях, от которых зависим все мы (а энергетика и ЖКХ такими отраслями, несомненно, являются), - это основной инструмент влияния государства на субъекты хозяйственной жизни и экономические процессы в рыночной среде в целом. Нужно отметить, что именно через тарифное регулирование власти регионов пока еще имеют значительный потенциал воздействия на экономическую жизнь на своих территориях, в то время как за последнее десятилетие большинство властных полномочий субъектов Федерации в этой области претерпели существенное сокращение. В нашей области функции по проведению в жизнь региональной тарифной политики осуществляет управление по тарифному регулированию, ранее называвшееся комитетом. Управление входит в структуру правительства Мурманской области и подчиняется профильному заместителю губернатора напрямую, хотя и не является министерством и даже комитетом. Но независимо от названия, на наш взгляд, этот орган является важнейшим инструментом экономической политики руководства области, а потому обсуждение темы системного кризиса в отраслях экономики, так или иначе подлежащих регулированию, не может быть целостным без позиции УТР Мурманской области. Сегодня разговор тет-а-тет - с начальником управления по тарифному регулированию Александром Черечечей.
- Александр Васильевич, насколько, по Вашему мнению, остра проблема неплатежей в энергетике и ЖКХ региона? Как неплатежи влияют на тарифную политику и наоборот? С чем связан существенный рост тарифов на электроэнергию в области за последние 4 года?
- В вопросах регулирования тарифов роль управления - достижение баланса интересов продавцов и покупателей энергии. Поэтому проблема неплатежей, с одной стороны, является индикатором платежеспособного спроса и влияет на тарифную политику в части установления предельных уровней тарифов федеральным центром, с другой стороны, неплатежи зачастую связаны с низкой платежной дисциплиной.
Что касается причин роста тарифов в последние годы, то это как инфляционные процессы, так и использование в ценообразовании метода доходности инвестированного капитала, применение которого заложено в реформе энергетики.
Реформа преследует цель развития и обновления энергетической базы РФ (включая ввод новых мощностей, строительство новых линий электропередачи, замену устаревшего морально и физически оборудования). Последствия проведения реформы потребители Мурманской области ощутили уже в 2007 году. В соответствии с пунктом 50 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных в 2003 году постановлением правительства РФ № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода», с 2007 года началась продажа части электроэнергии, поставляемой в регион с оптового рынка, по свободным ценам. С 2011 года вся электроэнергия будет поставляться потребителям по свободным ценам. Для Мурманской области цена свободного рынка оказалась существенно выше регулируемой цены.
Для сглаживания существенного роста тарифов на электрическую энергию с 2007 года Мурманской области предоставляются субсидии из федерального бюджета на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Сумма субсидий, предоставленных нашему региону из бюджета Российской Федерации с целью покрытия разницы между тарифами на электрическую энергию, приобретаемую с оптового рынка и реализуемую потребителям, в 2007 году составила 2710 млн рублей, в 2008 году - 2412,9 млн рублей, в 2009 году - 1475 млн рублей. В 2010 году сумма субсидий составит 561,119 млн рублей. Финансирование мер по ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике по Мурманской области в 2011 году осуществляться не будет.
- Как объяснить тот факт, что из года в год управление по тарифному регулированию устанавливает тарифы для теплоснабжающих предприятий на уровне, не соответствующем их затратам на покупку электроэнергии, топлива и других ресурсов? Почему для электрокотельных, снабжающих теплом многие районы в области, установленные тарифы не покрывают затраты на специфическое топливо - электроэнергию? Ведь извест-но, что электрокотлы намного эффективнее, чем любые другие теплоисточники, а в результате политики управления они становятся неконкурентоспособными.
- Тарифы на тепловую энергию управлением устанавливаются в рамках предельных уровней тарифов, утверждаемых ФСТ России. Ежегодно при подготовке документов, направляемых управлением в ФСТ России, обосновываются затраты на топливо, в том числе и на мазут, цены на который, как известно, не регулируются государством, и на электроэнергию. При этом рост предельных уровней тарифов на тепловую энергию устанавливается для Мурманской области на федеральном уровне. Отдельно следует отметить, что ФСТ России при установлении предельных уровней учитывает выпадающие затраты энергоснабжающих предприятий по итогам рассмотрения разногласий в ФСТ России. Данным правом за последнее время воспользовались только ОАО «Мурманская ТЭЦ» и МУП «Североморские теплосети».
Утверждение, что электрокотлы намного эффективнее, чем любые другие теплоисточники, и что в результате политики УТР они становятся неконкурентоспособными, является провокационным. В Мурманской области электрокотельные находятся в маленьких поселках, где нет конкуренции среди теплоисточников. Исторически данные электрокотельные были составляющими ГЭС с очень низкой себестоимостью производства электроэнергии и оправдывали свое существование. Реформа электроэнергетики изменила структуру формирования тарифа на электроэнергию, используемую этими котельными. Теперь конкурентоспособность электрокотельных определяется тем, в чьей собственности эти электрокотельные находятся: если они входят в состав общедомового имущества и электроэнергия приобретается фактически собственниками этого имущества по тарифу, установленному для населения, - конкурентоспособны, если иному юридическому лицу, приобретающему электроэнергию по тарифу прочих потребителей в зависимости от уровня напряжения, на котором присоединены к электрическим сетям, - чаще неконкурентоспособны. Правила игры устанавливает правительство РФ. Управление направляло в ФСТ России свои предложения по включению электрокотельных в группу потребителей, приравненных к населению.
- Как Вы относитесь к распространившейся в регионе практике ухода в банкротство предприятий ЖКХ после отопительного сезона, в результате чего их долги ресурсоснабжающим предприятиям оказываются в разряде сомнительных и практически не подлежащих взысканию?
- Этот вопрос должен быть адресован не к управлению по тарифному регулированию, а к предприятиям-плательщикам и их собственникам, и касается он их добросовестности.
Но могу сказать, что согласно действующему законодательству о тарифном регулировании рано или поздно все те суммы, которые поставщики электроэнергии не смогли взыскать с предприятий-банкротов, окажутся в тарифе на следующие периоды, а значит, действия предприятий-должников по уходу в банкротство объективно ведут к росту тарифов для всех потребителей региона.
Уже сегодня гарантирующий поставщик включил довольно значительные суммы так называемых сомнительных (то есть сложных к взысканию) долгов в заявку на размер своей сбытовой надбавки. Управление рассматривает эту заявку, и, если указанные в ней суммы объективно необходимы, оно будет обязано включить их в тариф на 2011 год.
Таким образом, те предприятия ЖКХ, которые работали и изыскивали резервы в непростой ситуации тарифных дисбалансов, чтобы расплачиваться с поставщиками электроэнергии, и не уходили в банкротство, будут вынуждены в следующем году отвечать рублем за своих коллег, накопивших долги за отопительный сезон и благополучно расписавшихся в собственной некомпетентности.
Такая ситуация - реальная проблема сегодняшнего рынка электроэнергии, и, думаю, эти вопросы требуют более пристального внимания надзорных органов. УТР лишь действует в соответствии с уже сложившейся ситуацией и рассчитывает тариф для потребителей согласно законодательству.
- Видите ли Вы свет в конце туннеля в разрешении существующего кризиса? Что для этого нужно сделать с точки зрения тарифной политики в регионе?
- В качестве мер по решению проблемы следует назвать государственное регулирование цен на мазут и установление фиксированных цен на электроэнергию, используемую для бытовых нужд населения. Огромное значение имеет формирование честной конкуренции на розничном рынке электрической энергии. Предельные уровни цен на электроэнергию на оптовом рынке определяют верхнюю планку, а для расчета с потребителями сбыты могут применять цены и ниже максимальных.