Полтора десятка лет тому назад в качестве журналиста довелось мне вылететь в дальнюю разведку к берегам Велико-британии в составе экипажа противолодочного самолета ВВС Северного флота Ил-38. Там, в Северном море, шли учения военно-морских сил стран блока НАТО «Северное сияние». Авиаторам предстояло обнаружить авианосную ударную группу. В один из моментов многочасового полета на экране индикатора радиолокационной станции увидел несколько десятков отметок от надводных целей.
- Это авианосец с кораблями сопровождения? - спросил я.
- Нет, - последовал ответ, - буровые платформы, добывающие нефть и газ на шельфе Северного моря. Через несколько минут их увидишь, - сказал штурман. И действительно, вскоре внизу предстала незабываемая панорама: над серой гладью моря возвышались ажурные конструкции буровых платформ, обеспечивающих добычу для Норвегии и Великобритании, да и для многих европейских стран, углеводородного сырья месторождений шельфовой зоны.
Впечатляют достижения западных стран в реализации шельфовых проектов. Объем добычи нефти в странах Европы составил в 2009 г. около 4,66 млн баррелей (баррель - 159 литров) в сутки, из которых 2 млн приходится на страны ЕС и 1,7 млн - на Норвегию. Сегодня в Европе насчитывается более 1200 нефтегазовых установок, расположенных в морской акватории, 350 из них находятся в активной эксплуатации в Северном и Средиземном морях. В настоящий момент планируется ввести в действие около десятка новых буровых платформ с добычей при глубине моря, превышающей 1 тысячу м.
Сравнивать с российскими достижениями эти показатели сложно. На данный момент по одной российской буровой установке работает на шельфах Балтийского и Каспийского морей, добывается нефть и газ на шельфе Сахалина, а вот на арктическом шельфе, баснословно богатом месторождениями нефти и газа, до сих пор нет ни одной добычной установки. Но уже скоро, в 2011 году, благодаря «Газпрому» появится первая «ласточка», морская ледостойкая стационарная платформа гравитационного типа «Приразломная», которая даст старт активному освоению арктического шельфа России.
Так хорошо все начиналось
Напомню, 4 октября 2001 года НК «Роснефть» и ОАО «Газпром» заключили договор о совместном участии в освоении пяти крупнейших месторождений углеводородного сырья, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе и на шельфе Баренцева моря. Тогда же между председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером и президентом НК «Роснефть» Сергеем Богданчиковым была достигнута договоренность - в конце 2004 года поставить на бурение в Печорском море платформу для начала добычи нефти на Приразломном месторождении, запасы которого были оценены в 76,4 миллиона тонн. Совместные инвестиции были определены в 750 миллионов долларов.
Для работ дочерние компании «Газпрома» и «Роснефти» - ЗАО «Росшельф» и ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз» создали в декабре 2001 года предприятие ЗАО «Севморнефтегаз», которое было зарегистрировано 4 января 2002 года.
24 января 2002 года президент ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» Сергей Богданчиков побывал в Мурманске, где заявил о перспективах развертывания работ на шельфе Баренцева моря. Конкретных шагов долго ждать не пришлось.
29 октября 2002 года в Кольском заливе, в районе поселка Росляково, встала на якоря ги-гантская буровая платформа «Хаттон», типа TLP, построенная в шотландском городе Абердине, высотой более 160 метров, водоизмещением 75 тысяч тонн. 21 сутки продолжалась операция по транспортировке этой буровой платформы из Вадс-фьорда, что близ города Ставангер, буксирами Швеции, Норвегии и Велико-британии. Операцию спланировала и провела английская компания «Глобал Маритайм».
Появление буровой платформы «Хаттон» жители Кольского полуострова восприняли как долго-жданную «ласточку», свидетельствующую о серьезных намерениях крупнейших нефтегазодобывающих компаний начать разработку шельфа арктических морей.
Свое название «Хаттон» буровая платформа получила благодаря месторождению нефти в Северном море, где качала «черное золото» после постройки. «Роснефть», заплатив за нее 67 миллионов долларов норвежской компании «Кэррмагги», приобрела ее для ЗАО «Севморнефтегаз», чтобы, срезав верхнее строение буровой платформы, установить его на ледостойкое основание, получив таким образом морскую ледостойкую стационарную платформу для работы на Приразломном месторождении.
Пока шли четырехмесячные переговоры по покупке буровой платформы, пока ее буксировали в Кольский залив, на «Севмашпредприятии» не только разработали проект будущей уникальной ледостойкой платформы, но и начали сборку металлоконструкций для ее будущего основания, так называемый кессон. По проекту платформа должна была иметь такие размеры: 126х126 метров в нижней части и 96х96 метров в верхней.
По заявлениям руководства «Газпрома» и «Роснефти» уже в 2004 году буровую установку должны были доставить на Приразломное месторождение, где из недр Печорского моря предполагалось добывать ежегодно 7 миллионов тонн нефти.
Хотели как лучше...
Но при реализации проекта были допущены серьезные ошибки. Оказалось, что «Севмашпредприятие» переоценило свои возможности по созданию современных буровых установок. Одно дело - выпускать современные атомные подводные лодки, другое - работать в интересах нефтегазодобывающих компаний. Конечно же, было бы грешно взваливать всю вину на «Севмашпредприятие».
Здесь сплелись в клубок причины, повлиявшие на сроки ввода месторождения в строй. Специалисты «Роснефти», приобретая буровую установку «Хаттон», не учли, что она была спроектирована для работы в условиях, где температура воздуха не опускается ниже минус 10-20 градусов. И хотя специалисты компании «Келок Браун энд Руд», проектировавшие эту платформу, после проведенной экспертизы подтвердили хорошее качество оборудования, понятно, что предстояла его замена, так как оно не годилось для эксплуатации в экстремальных погодных условиях. Если для работы в Северном море расчеты делались на температуру - 20 градусов, то в Баренцевом она может опускаться до - 50 градусов.
В результате такой покупки опоры буровой платформы оказались вообще не нужны, а верхнее строение пришлось проектировать и строить практически заново, что сказалось на сроках сдачи буровой платформы заказчику.
Планов громадье
Выступая на II Арктическом Мурманском международном экономическом форуме, генеральный директор ООО «Газпром добыча шельф» (ГДШ) и ООО «Газ-пром нефть шельф» (ГНШ) Александр Мандель сказал, что только за два последних года фактически своими силами было построено верхнее строение этой платформы, включающее девять основных и около сотни различных подсистем.
К сожалению, затраты на создание буровой установки «Приразломная» составили в конечном итоге вместо 750 миллионов долларов более 3 миллиардов долларов, а сроки начала добычи нефти были сдвинуты с 2004 года до 2011 года.
«Севмашпредприятие» в погоне за заказом переоценило свои возможности и вместо двух строило буровую платформу почти восемь лет. Сказалось отсутствие необходимого производственного потенциала, рабочих кадров, которые центр атомного подводного судостроения да и другие судостроительные заводы России растеряли за годы экономических реформ и конверсии. Как результат, в нашей стране фактически отсутствуют предприятия, способные сооружать морские буровые платформы, другую высокотехнологичную продукцию. К примеру, северодвинское судоремонтное предприятие «Звездочка» вот уже 14 лет строит и никак не может сдать заказчикам СПБУ «Арктическая», а две полупогружные буровые платформы, основание которых строил Выборгский судостроительный завод для Штокмановского проекта, придется оснащать верхними строениями, которые соорудит южнокорейская компания Samsung Heavy Industries. Разговоры о нанотехнологиях ситуацию в тяжелом машиностроении не изменят. Необходимо обратить внимание на решение первостепенных задач возрождения промышленного производства, иначе углеводородное сырье добывать на нашем шельфе придется или иностранцам, или оборудованием, произведенным за рубежом. Ведь к 2030 году на шельфе России предстоит добывать более 100 млн тонн нефти и порядка 200 млрд куб. м газа. Исходя из этого, потребность в танкерах ледового класса может составить около 60 единиц, судах для перевозки СПГ - 27 единиц, научно-исследовательских судах - 39 единиц, плавучих буровых установках - 34 единицы, платформах - более 50, а судах обеспечения к ним - около 100. Только для Штокмановского проекта потребуется строительство 3 буровых, 5-7 добычных платформ, десятков судов- газовозов и 3 плавучих технологических платформ.
Один из знакомых, которому показал статью, сказал, что непатриотично ругать отечественные предприятия, тем более что «Севмаш» заказ все же выполнил. Может быть, и так. Но представим такую ситуацию: летом в ателье вы заказываете зимнее пальто, вам его обещают пошить в октябре, но реально выдают готовый заказ следующим летом, причем по цене в три-четыре раза выше ранее оговоренной. Вас, что, будет интересовать в этой ситуации отсутствие закройщиков и портных, ватина, ниток и драпа, исправных швейных машинок? Конечно же, нет. И в следующий раз вы в это ателье уже не придете. Поэтому отечественным предприятиям нужно научиться работать с высоким качеством, выполняя заказы в срок и по конкурентным ценам, а продукция должна соответствовать лучшим мировым аналогам. Именно такие требования и предъявляет «Газпром» к своим поставщикам.
Радует, что отечественные предприятия намерены бороться за заказы по сооружению оборудования для шельфовых проектов. Как пишет газета «Коммерсантъ», «несмотря на все проблемы первого контракта, в «Севмаше» заявляют, что намерены создать компанию «СевмашШельф», которая будет участвовать в новых тендерах «Газпрома» и других разработчиков шельфа.
Как бы там ни было, а морскую ледостойкую стационарную платформу гравитационного типа «Приразломная», или, как предложил ее называть начальник управления техники и технологии разработки морских месторождений «Газпрома» Владимир Вовк, «промысел, размещенный на платформе», во второй половине ноября начнут буксировать из Северодвинска в Кольский залив к причалам 35 СРЗ, где в нее будет закачан бетонный балласт. В будущем году она начнет добывать нефть на Приразломном месторождении на шельфе Печорского моря.
Лучше торговать нефтепродуктами
Добычная платформа «Приразломная» представляет из себя сложнейший комплекс, включающий буровой, технологический, энергетический и жилой модули. Для членов экипажа буровой платформы созданы отличные условия для отдыха: одно- и двухмест-ные каюты с индивидуальным санузлом и душем. Офисы оснащены всей необходимой оргтехникой. Имеется медпункт с оборудованием, которое и в стационарах не часто встретишь. Созданы здесь и условия для досуга. В прачечной несколько стиральных машин, есть и небольшая, но очень неплохая сауна, мечта любого парильщика.
Такая забота о людях делает честь руководителям ОАО «Газ-пром» и ООО «Газпром нефть шельф», направляющим своих специалистов в месячные командировки на буровую платформу.
Владимир Вовк сообщил: «В будущем году мы планируем установить платформу на месторождении, пробурить первую скважину и отгрузить первый танкер».
На месторождении предполагается добывать 6,6 млн тонн нефти в год, его разработка рассчитана на 25 лет. На месторождении будут построены 40 скважин, проектная документация по которым разбита на 6 групп. Из них 19 добывающих, 16 нагнетательных, 1 поглощающая и 4 резервные. Суммарное количество времени, необходимое для строительства 40 скважин, составляет 8 лет.
ООО «Газпром нефть шельф» совместно с ООО «ФРЭКОМ» провели общественные слушания по проекту строительства скважин Приразломного месторождения с морской ледостойкой стационарной платформы. По итогам слушаний было получено согласие общественности Ненецкого автономного округа на реализацию проекта. В ближайшее время предстоит создать специализированную морскую транспортную систему вывоза нефти и снабжения платформы, необходимую береговую инфраструктуру. И работа над созданием такой системы ведется давно. Например, осенью «Адмиралтейские верфи» завершили контракт на поставку двух танкеров дедвейтом 70 тысяч тонн для «Совкомфлота» - «Кирилл Лавров» и «Михаил Ульянов». Эти суда предназначены для транспортировки нефти с месторождения Приразломное. Уже построены многофункциональные ледокольные суда снабжения, одно из которых - «Владислав Стрижов» работает здесь, на Севере.
Остается надеяться на воплощение в жизнь еще одной информации, которую озвучивал генеральный директор ООО «Газпром добыча шельф» (ГДШ) и ООО «Газпром нефть шельф» (ГНШ) Александр Мандель, о том, что, возможно, в районе Мурманска будет построен нефтеперерабатывающий завод мощностью в 6-7 миллионов тонн в год. Это как раз то количество нефти, которое будет добываться на Приразломном месторождении. Абсолютно верное решение. Чем за бесценок продавать за рубеж нефть, лучше торговать нефтепродуктами с высокой добавочной стоимостью. А для жителей Мурманской области это и дополнительные рабочие места, и налоговые поступления, и мазут, на доставку которого не потребуются значительные транспортные расходы.