Мы уже рассказывали своим читателям, что в рамках II Арктического международного экономического форума губернатор Дмитрий Дмитриенко подписал ряд соглашений о сотрудничестве Мурманской области с руководителями ряда российских и зарубежных компаний. Среди них был генеральный директор мурманского ООО «Рейнертсен НВР», норвежец Магне Ворвик.
Производственная площадка этой компании располагается на западной стороне Кольского залива, на участке территории бывшего СРЗ-2, где сегодня арендуют землю еще ряд предприятий, чья деятельность так или иначе связана с морем.
Что же лежит в основе будущего сотрудничества между нашим регионом и ООО «Рейнертсен НВР», открывшимся в заполярной столице 5 лет назад? С этим вопросом «Nord-news» обратилcя к его генеральному директору Магне Ворвику.
- «Рейнертсен» работает над проектами по полному циклу - от А до Я, - рассказывает Магне Ворвик, отлично говорящий по-русски и даже понимающий сложный для восприятия, как жалуются иностранцы, русский юмор. - У клиента рождается идея, и над ее реализацией трудятся конструкторы, архитекторы, проектанты, инженеры, снабженцы, строители, рабочие. Мы проектируем, строим и устанавливаем производственно-технологические нефтегазовые комплексы на берегу и в море, занимаемся их техническим обслуживанием и модернизацией.
В Мурманске начинали с подготовки металлоконструкций для норвежской нефтегазовой отрасли, сегодня делаем готовые модули, масса которых колеблется от 220 до 550 тонн. Осенью 2008 года установили такой модуль на платформе Heimdal.
Кадры наши - менеджмент из Норвегии
К нам компания «Рейнертсен» пришла не сразу. Предварительно норвежские специалисты тщательно изучали перспективы и возможности участия в разработке месторождений шельфа Баренцева моря двух городов-претендентов: Мурманска и Архангельска. Остановились на Мурманске. «Рейнертсен» победила в тендере, объявленном концерном «Статойл», чей выгодный контракт позволил открыть у нас новое производство.
- В 2005 году заключили договор об аренде цеха с его собственником ОАО «Мурманская судоверфь», - рассказывает Магне Ворвик. - Стали подбирать специалистов. В подборе инженеров и сварщиков нам помогла Людмила Владимировна Харитонова, которая почти всю жизнь проработала в отделе кадров судоверфи. Я лично пришел сюда генеральным директором три с лишним года назад, к тому времени в производстве было занято 100 человек. Предприятие выполняло заказы по сварке металлоконструкций для нефтегазовых платформ. В феврале 2009 года мы перенесли свое производство в Абрам-Мыс, где у нас в аренде был земельный участок и цеха. Решили сконцентрировать все производство в одном месте.
Сегодня на западном берегу Кольского залива из Мурманска хорошо виден огромный ярко-красный куб основного цеха компании, рядом с которым разместилось административное здание «Рейнертсен НВР», где работают управленцы, инженеры и логисты, а также находятся раздевалка для техперсонала и столовая.
В конце сентября этого года, во время служебной командировки в Мурманск для участия в форуме, «Рейнертсен НВР» посетил госсекретарь - первый заместитель министра иностранных дел Норвегии Эрик Ланстен.
- Он приезжает сюда не в первый раз, потому что создание «Рейнертсен НВР» - это одна из самых крупных норвежских инвестиций на севере России, - пояснил Магне.
- В 2010 году штат компании был увеличен еще на 300 человек. Проект, под который мы набрали новых специалистов, называется «Монгстад», - рассказывает гендиректор «Рейнертсен НВР». - Он будет внед-ряться на крупнейшем в Норвегии нефтеперерабатывающем заводе компании «Статойл», который работает на западе королевства. Там будет построен Европейский испытательный центр, где планируется изучать новейшие технологии по улавливанию СО2 и закачке его в ту же самую скважину, из которой он вышел. Несмотря на то, что заказчиком проекта является частная компания, это новейший государственный и политический проект Норвегии. Задача мурманского отделения компании - построить около 30-40 металлоконструкций и один сложный модуль массой 400 тонн.
Точно такие же подводные конструкции, которые мы делаем для Норвегии, потребуются и России для освоения шельфа Баренцева моря.
Для обеспечения выполнения новых заказов компании приходится заниматься и техническим перевооружением. Например, год назад «Рейнертсен НВР» приобрела два крана грузоподъемностью 100 и 50 тонн. Кран-стотонник - первый в нашем регионе, ранее ничего подобного здесь не было и нет. Для доставки модулей заказчику в Европе приобретена баржа, которая на днях придет в Кольский залив под норвежским флагом. Обзавелось предприятие и спецавтотранспортом, гидравлическая система которых позволяет перемещать огромные конструкции весом до 2 тысяч тонн с берега на грузовое судно.
Не зацикливаться на Штокмане
- Мы здесь не для того, чтобы заниматься только Штокманом, - поясняет Магне Ворвик. - В перспективе «Рейнертсен» будет предлагать услуги компаниям, занятым в разработке месторождений российского шельфа, где бы это ни было. Сейчас плотно сотрудничаем с «Газпромом» на Дальнем Востоке. Норвежские платформы работают везде. Большое транспортное плечо не пугает, баржей по Северному морскому пути туда идти всего 2-3 недели.
- Поясните, пожалуйста, суть соглашения о сотрудничестве с Мурманской областью, которое вы подписали с губернатором Дмитрием Дмитриенко?
- Мы намерены развивать свою деятельность в Мурманской области и дальше, создавать новые рабочие места, платить налоги, если будут предоставлены условия для развития компании. Правительство области уже помогает нам в снятии бюрократических препонов при выполнении наших заказов, выдаче разрешений на строительство. «Рейнертсен НВР» готово расширяться, но для этого нужно заключить договоры аренды с компаниями, земля и цеха которых сегодня не задействованы на Абрам-Мысе. Переговоры с ними проходят сложно. Также я предлагаю включить в состав будущего технопарка «Абрам-Мыс», который правительство региона планирует вскоре создать, вновь образованные компании. «Рейнертсен» может войти в состав акционеров предприятий, которые, по нашему мнению, нужно выделить во вспомогательные производства. Предлагается открыть производства по следующим направлениям деятельности: ООО «Тестинг», «Электро», «Покраска», «Изоляция», «Леса», «Негабаритные грузы», «GRE (стекловолокно) и пластик». «Рейнертсен НВР» работает в области нефтегаза, где у нас есть компетенция, инвестиции, собственный капитал. Наш бизнес - это строительство модулей и подводных конструкций. Мы растем, поэтому хотим пригласить в предложенные мной совместные предприятия российских профессионалов, чтобы они развивали их вместе с нами.
- Уровень профессионализма рабочих и инженеров, которых набрали в штат недавно, вас устраивает?
- Уже готовыми специалистами, которые нам требуются, приходят единицы. Кадры для себя в основном обучаем здесь. Бывает так, что вновь пришедшие настаивают: «У меня 5 разряд, на понижение не пойду». А в итоге выясняется, что и на третий-то разряд не всегда тянут. Мы сертифицируем своих работников по норвежским стандартам, все они имеют право выполнять работу по норвежским проектам. Требования к ним очень жесткие. Сварщик должен не просто уметь варить, а обязан изучать новые методы работы. Но прежде всего он должен изменить свой подход к работе и правилам техники безопасности. Освоить культуру нашей компании, освоить и подняться на должный уровень по безопасности труда на производстве оказалось самым сложным для мурманчан.
- Уровень оплаты труда эквивалентен жестким требованиям?
- Не буду говорить о размере индивидуальной зарплаты каждого работника, но платим мы стабильно, всегда и вовремя. Нормальная зарплата. Наша цель - платить столько, чтобы люди были довольны. Мы не привлекаем сотрудников сверхвысокими зарплатами. Есть работники, получающие гораздо больше, чем могли бы получать на других работах. Я думаю, что в «Рейнертсен НВР» - средняя зарплата по отрасли, в какой мы заняты.
- Думаю, что я не ошибаюсь, - практически все работники вашей компании проживают в Мурманске. Как люди сюда добираются - на служебном автобусе, личном транспорте?
- «Рейнертсен НВР» - не транспортное предприятие. Современные компании не занимаются всем подряд, а сосредотачивают усилия только на своей основной деятельности и развиваются. Мы не должны пытаться стать специалистами в другой области, предприятие платит большие налоги, создает рабочие места и производственные потоки. Предприниматели, городские и областные власти должны понимать, что такие компании, как «Рейнертсен», создают условия для развития здесь нового бизнеса. Не мы должны брать на себя ответственность по доставке людей на работу. В здравом обществе должно быть понимание этого. Ведь кто-то может в Мурманске, например, купить небольшой катер и делать свой небольшой бизнес.
- Из такого подхода вытекает вопрос: в вашей столовой работает отдельная, профессиональная компания? Это представители пищевой промышленности?
- Нет. Здесь работают две компании, поставляющие сюда различную продукцию, включая полуфабрикаты. То есть горячее работники получают, но назвать это полноценным обедом в полном смысле этого слова нельзя. Если будут созданы условия для технопарка на Абрам-Мысе, где станут успешно работать 10-15 малых предприятий и управляющая компания, тогда и заработает настоящая столовая.
- А оборудование, технику, спецодежду «Рейнертсен» преимущественно где закупает?
- В первые годы работы почти все закупали и привозили из Норвегии. Российских поставщиков, кто мог бы стабильно и по нормальной цене поставлять технику и оборудование, не было. Цель у нас в этом отношении одна - закупать как можно больше в регионе, стране, где работаем. «Рейнертсен НВР» - российское предприятие. Мы не считаем здравым делать заказы за границей, если эта продукция есть в России и она хорошего качества. Если здесь ее нет, то - да, конечно. Например, нам понадобился 50-тонный кран - запрашивали Россию и Европу. Выяснили, что в России его цена в три раза выше, а срок поставки - 18 месяцев, а в Норвегии цена в два раза ниже и срок поставки - 3 месяца. Стотонный мобильный кран тоже приобрели в Норвегии. Леса строительные, которые используются в Мурманске, просто ужасны. Я с опаской хожу по городу, когда их вижу. Не соблюдается техника безопасности, деревяшки стянуты только для стабилизации, чтобы человек смог залезть. Мы, конечно, не идеальны, но хотели бы внести свой вклад. Закупили 200 тонн леса, готовы создать отдельную компанию и начать обслуживать себя и город.
Наша справка:
Магне Ворвик живет в Мурманске более трех лет. Приехал сюда с семьей - русской женой и двумя детьми.
В России работает с 1996 года. Начинал в Калининграде, приехав туда из Вены, где работал водителем и переводчиком у посла Норвегии в Австрии помогло туда распределиться по окончании вуза отличное знание немецкого.
До прихода в «Рейнертсен» Магне Ворвик работал в научно-исследовательской компании «Синтеф» в Тронхейме, который часто называют технологической столицей Норвегии, ее Силиконовой долиной.