В уже далеком 2011 году было подписано соглашение о совместной реализации инвестпроекта по созданию транспортно-пересадочного узла на основе мурманского ЖД-вокзала. В этот проект входила реконструкция морского, железнодорожного и автобусного вокзалов и прилегающих территорий. Однако в 2012 году дирекция вокзалов РЖД приняла решение отказаться от строительства и остановиться только на модернизации здания вокзала.
В 2014 году появилась информация о том, что мурманский железнодорожный вокзал будет серьезно модернизирован. Как это всегда бывает, появились и картинки, на которых между многоуровневым паркингом и крытыми перронами автовокзала инородным телом смотрелось зеленое историческое здание.
Однако, и эти картинки остались картинками. Шли годы, немного обновились залы ожидания, но в остальном - все осталось как прежде. Разве что автовокзал превратился в пивной бар. Автобусов северяне ждут на улице, а пассажиры и провожающие к поездам на второй путь добираются, преодолевая череду крутых лестниц. Полоса препятствий, которую с чемоданами пройти совсем непросто, а уж маломобильным гражданам и вовсе до вагона не добраться.
Но в 2021 году забрезжила надежда. За реконструкцию привокзальной площади взялась РЖД, и в 2022 году работы начались. Однако, итог их оказался несколько неоднозначным.
«Я уезжала в первых числах августа, когда был ливень. Таксист остановился у забора на проезжей части, сообщив, что теперь пассажиров высаживают тут. Причем, там была лужа, на все вот это место для парковки. И мне, и ребенку пришлось высаживаться в лужу, доставать чемоданы, обходить забор и потом еще со стороны перронов спускаться по этой практически отвесной лестнице. У меня только один вопрос - для кого это сделано? Зачем эти четыре скамейки на площади перед вокзалом? Кому они добавили комфорта?» - возмущена мурманчанка Виктория.
«Администрация города Мурманска, подскажите, кто отвечает за этот беспредел? Зачем убрали парковку перед вокзалом? Кому нужна теперь эта бестолковая площадь с кривой плиткой? Где теперь выгружаться с вещами - на проезжей части? Вокзал и так был неудобным, но была хотя бы парковка, где можно было выйти из машины и спокойно дойти с вещами до самого неудобного в мире здания вокзала», - негодует в соцсетях северянка Екатерина.
«Это сделал человек, который не дружит с логикой. Убрать возможность подъезда автомобилей для безопасной выгрузки людей и сделать плитку... Хотя мне кажется, скоро её демонтирую (отмоют деньги) из-за жалоб», - высказывает свое мнение Николай.
«Мы кое-как припарковались в лужу на проезжей части. И с большим трудом довезли инвалидную коляску с дедушкой по кривой раздолбанной плитке до входа. А уж спуститься по лестницам без пандусов до поезда - это отдельная песня», - рассказывает в обсуждении состояния привокзальной площади Лариса.
Надо сказать, что РЖД вышло с комментарием в обсуждение, но он оказался мало информативным:
«Здравствуйте. В настоящее время продолжаются работы по обустройству парковки для более удобного прохода к зданию вокзала. Приносим свои извинения за временные неудобства».
Как долго будет продолжаться временное неудобство и точно ли оно, по закону жанра, не станет постоянным - неясно, так же, как непонятно, будет ли организована платная парковка или нет.
Казалось бы, реконструкция такого объекта, как вокзал областного центра, должна согласовываться с региональным правительством. Но, в Мининформе сообщили, что «собственники территорий не должны согласовывать с региональными министерствами такой проект». То есть, что там дальше будет - лужи, платная парковка, отсутствие комфорта - только РЖД и известно.