В начале этого месяца в законодательном собрании Санкт-Петербурга состоялось заседание Координационного совета промышленников и предпринимателей в Северо-Западном федеральном округе, которое прошло под председательством Алексея Мордашова, руководителя ОАО «Северсталь», члена бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей.
На обсуждение совета были выдвинуты совместные инициативы министерства экономического развития РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей. Среди них можно отметить вопросы по улучшению работы таможенных органов, по предварительному обсуждению законопроектов, касающихся предпринимательской деятельности, с бизнесом, а также проект программы социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа.
Подробнее о ходе заседания и о решениях, которые были на нем приняты, рассказывает участник заседания, заместитель генерального директора Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Алексей Савинцев.
- Алексей Николаевич, расскажите, какие наиболее важные вопросы обсуждались на заседании Координационного совета промышленников и предпринимателей и об их роли для бизнес-сообщества.
- На мой взгляд, ключевым вопросом прошедшего заседания стал проект разрабатываемой минрегионразвития России программы социально-экономического
развития Северо-Запада. И есть потенциальная возможность того, что в ней будут учтены бизнес-интересы в том числе и Мурманской области. Но зависеть это будет от того, что мы - представители интересов регионального бизнеса - внесем в качестве предложений в эту программу.
Есть ряд проблем, которые мы хотели бы решить в обязательном порядке. Среди таких - транспортная инфраструктура. Удаленность нашего региона от центральных транспортных узлов предопределяет высокую себестоимость продукции, которая поставляется в наш регион и которая производится на территории нашего региона. Отсюда вытекает и низкая предпринимательская активность в Мурманской области. Куда проще доехать из Санкт-Петербурга до того же Архангельска. Мурманск в этом плане проигрывает. Развитие транспортной инфраструктуры даст толчок к развитию юга нашей области, населенных пунктов, расположенных вдоль Ленинградского шоссе. Решение транспортной проблемы неминуемо повлечет за собой развитие и бизнеса. Однако для этого нужен все-таки более широкий подход. Важно сформулировать отдельную экономическую политику в отношении северных регионов нашей страны.
- Почему к Мурманской области нужен особый экономический подход?
- Необходимость создания отдельной экономической политики в отношении нашего региона продиктована в том числе и тем, что с 2011 года будет существенно увеличена налоговая нагрузка в части страховых взносов на все сферы бизнеса. Поэтому вопрос выживания наших малых и средних предприятий становится все более актуальным. Наши предприятия становятся неконкурентоспособными даже на Северо-Западе страны. На Севере существует много разных льгот для трудящихся, те же полярки, но выплачиваются они почему-то работодателем, хотя эта льгота гарантирована государством. Предприниматели берут на себя обязательства по повышению заработной платы, по оплате проезда работникам, гарантируют льготы. Но механизма возврата и реинвестирования средств нет. Получается, что все это, так сказать, остается на совести работодателя. В этой связи важно думать о системе компенсаций работодателям за социальные и страховые выплаты.
- Какие еще вопросы, так или иначе направленные на затягивание бизнеса в Мурманскую область, обсуждались на заседании?
- Мы активно обсуждали вопросы земельных отношений. Задача бизнеса на сегодняшний день - сделать землю инвестиционно привлекательной. А кадастровая стоимость земли в регионе достаточно высокая. При этом, чтобы земля здесь давала прибыль, в нее надо вложить серьезные инвестиции. Это не Воронеж, где палку воткнул и она проросла. А у нас землей надо долго заниматься. Наши территории богаты минералами, но и для их добычи нужны большие затраты. Все эти затраты накладываются друг на друга, и что мы получаем? Полное отсутствие малого бизнеса в горно-промышленном комплексе. У них нет ни средств, ни технологий на освоение или переработку минеральной базы Кольского полуострова.
- А как же разговоры о создании индустриального парка, который как раз направлен на привлечение малых предприятий, прикрепление их к промышленным гигантам региона?
- Индустриальный парк - это замечательно. Но там речь идет о периферийных функциях малых предприятий. А основной вид деятельности, добыча полезных ископаемых и переработка, все равно остается за крупной компанией.
Много разговоров ведется о Штокмане, где также планируется привлечение огромного количества малых предприятий. Но проект начнет реально действовать лишь к 20-му году. У нас есть уже функционирующая материальная база в лице горно-промышленного комплекса, который фактически является локомотивом экономики Мурманской области на сегодняшний день. Развитию этого сектора поспособствует приведение кадастровой стоимости земель в соответствие с реальной стоимостью. По альтернативной оценке, проводимой союзом, сегодня земля у нас стоит порой в 5 раз дороже, чем должна.
- В повестке заседания указывается вопрос об улучшении работы таможенных органов. Какие изменения предстоят в этом ведомстве?
- Этот вопрос рассматривается в рамках ожидаемого вступления России во Всемирную торговую организацию. Проблема состоит в том, что по ряду позиций российское законодательство не сопрягается с международным. Мы начали работу в этом направлении. По инициативе предприятий, в том числе и членов СПП, в структуре союза был создан комитет по внешне-экономической деятельности и таможенной политике. Насколько мне известно, совместно с рабочей группой по вступлению в ВТО, которую возглавляет А. Мордашов, сейчас разрабатывается методика оценки работы таможенных органов.
Одним из главных показателей, по которым эта оценка будет происходить, является оперативность. Ведь для предприятий, деятельность которых так или иначе связана с пересечением границы и транспортировкой товаров, важно, чтобы все таможенные процедуры были пройдены максимально быстро. Это особо актуально для нашей рыбной промышленности, которая испытывает ныне немалые сложности при реализации своей продукции именно из-за задержек на таможне. А пройти надо еще немало инстанций: ветеринарный надзор, финнадзор - необходима согласованная работа всех инспекций. А если возникают задержки в «воротах» (на таможне. - Авт.), через которые проходит предприниматель, то сколько времени еще приходится тратить на сопутствующие контролирующие органы. Это все немаловажно.
- Проблемы, описанные вами, кажутся непреодолимой стеной для малых и средних предприятий. Что уже сейчас делается для того, чтобы нивелировать эту ситуацию?
- В настоящее время создан специальный координационный совет Северо-Запада, который выполняет функции своеобразной жалобной книги для предпринимателей. По договоренности между рабочей группой РСПП по вступлению в ВТО и руководством Федеральной таможенной службы принято решение о рассмотрении всех жалоб от предпринимателей, в том числе и анонимных, через объединения работодателей. Конечно, есть регламентные процедуры, с помощью которых можно высказывать свои недовольства теми или иными процессами в официальной форме, то есть письменно в соответствующий орган. Но практика показывает, что если предприниматель жалуется в негосударственный орган, то рассказывает он гораздо больше.
- Почему так происходит? Страх перед государством? Или там попросту не слушают?
- Дело даже не в этом. В государственных органах вроде и слушают, и относятся с пониманием, и реагируют на жалобы. Но меры, которые может принять тот или иной орган власти, жестко регламентируются законодательством. Что они могут сделать? Оформить предписание об устранении замечаний в случае нарушения прав предпринимателя. Не более. Сейчас полномочия по приему таких жалоб переданы министерству экономического развития РФ, которое, в свою очередь, заключило соглашение, в соответствии с которым все жалобы будут сперва проходить через сито рабочих групп РСПП. А наше мнение уже повлиятельнее, и в 90 процентах случаев наши предложения по тому или иному вопросу учитываются.
- Какие еще действия будут предприниматься для создания более комфортных условий для бизнеса?
- В марте следующего года будет проходить международный форум «Северное измерение». На нем будут обсуждаться в том числе и вопросы формирования экономической политики в отношении северных регионов. Как раз о том, с чего мы начали и на чем все завязано. Конечно, будем обмениваться опытом, поскольку разные страны решают проблему северных территорий по-разному: как остановить отток населения, как повысить активность бизнеса и так далее. Это шанс взять все лучшее от других государств и, проанализировав все это, сформировать свою собственную политику.
Также планируется на этот форум пригласить инвестиционных банкиров, поскольку взгляд инвестора, пожалуй, самый показательный. Он сам скажет, что такого должно быть у нас, чтобы он захотел вложить в наш регион свои средства. Мы возлагаем большие надежды на это мероприятие.
Также продолжается ежеквартальный мониторинг хозяйственной деятельности предприятий Мурманской области. Учитываться в мониторинге будет все: от стоимости бензина до тарифов, которые в каждом регионе разные.
- Когда же российский бизнес дождется, что о нем будут заботиться, интересы его будут учитываться, а восприниматься он будет не как источник налогов, а как двигатель экономики?
- Сейчас у нас только приходит понимание того, что бизнес, особенно малый и средний, он очень важен для экономики. Ведь это и отчисления в бюджет, и рабочие места и многое другое, что обеспечивают наши предприятия. Но это понимание приходит, как всегда, с опозданием. Но лучше поздно, чем никогда. Сейчас у нас все проекты и программы только разрабатываются и только начинают вступать в действие. Через какое-то не очень долгое время они будут в полной мере функционировать. Многочисленные изменения в федеральном законодательстве, которые были приняты хотя бы за этот только год, служат тому подтверждением. Важно понять, что предприниматель, работодатель - это центральное звено нашей экономики. Нет пока в мире другого института, способного заменить работодателя. Поэтому когда речь заходит о предпринимателях, обеспечивающих в первую очередь рабочие места, то неминуемо затрагиваются все вопросы экономики: налоги, тарифы, цены, транспорт, инвестиции и прочее. Заниматься этим институтом необходимо.