В редакции газеты «Полярная правда» и бизнес-портала «Норд-ньюс» прошел «круглый стол» на тему «Туризм в Мурманской области». В обсуждении участвовали помощник консула Мурманского отделения Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге Сари Пёюхёнен (фото 4) , начальник управления внешне-экономических связей, развития туризма, приграничного и межрегионального сотрудничества правительства Мурманской области Константин Кушнир (фото 1), руководители мурманских туристических фирм - Елена Гурылёва («Радуга Севера», фото 5), Елена Черенкова («Тур-Навигатор», фото 3), Вячеслав Шишов («М-Тур», фото 2).
Выходим на докризисный уровень
Константин Кушнир:
- Начиная эту достаточно обширную и разнообразную тему, прежде всего хотелось бы отметить, что статистика в туризме - вещь достаточно условная. Например, довольно трудно сказать, сколько мурманчан в уходящем году попало, скажем так, в разряд туристов. В основном, как известно, люди отдыхают либо самостоятельно, либо с помощью тех туристических компаний, которые присутствуют на местном рынке.
Я располагаю информацией о том, сколько людей приезжает к нам. Итак, за год, по грубым подсчетам, около 32 тысяч иностранных туристов и 230 тысяч россиян прибывают на Кольский полуостров.
Это достаточно предварительные цифры, потому что точный учет пока не отлажен. Статистика в этом отношении, я повторяю, очень приблизительная.
Уходящий 2010 год дал по активному туризму рост около 25 процентов по сравнению с 2009 годом. В 2009 году просадка в турбизнесе была где-то процентов 50. Уровня 2008 года мы пока еще не достигли. Конечно, все мы понимаем, что это связано с кризисом.
Наверное, чего-то принципиально нового не появилось. Нам бы поддержать существующие традиционные направления - то, что хоть и медленно, но развивается.
Из негатива хотелось бы отметить то, что когда в 2009 году сняли погранзону на полуостровах Средний и Рыбачий, туда пошел большой поток туристов из Мурманска. Но это не столько туристы, а как называют их представители турфирм - «пикникеры». Это люди, которые выехали на природу, при этом не обладая никакими понятиями об экологии, ни о правилах хорошего тона.
В итоге в 2009 году дорогу от асфальта, от Титовки, до берега Баренцева моря просто превратили в помойку. В этом году силами Печенгского района она была вычищена, но опять же в течение лета ее снова захламили. Существует непростая проблема - как защитить природу от туристов.
Отдохнувшие граждане, конечно же, лучше, чем уставшие граждане. Он и болеет меньше, и работает лучше. Поэтому власть заинтересована в развитии туризма.
Минимум последних десять лет шли только разговоры, и вот наконец принят закон о государственной поддержке этой отрасли. Мурманская область разработала и начала уже реализовывать целевую программу развития туризма на 2009-2011 годы.
По этой программе, надо сказать, идет сложное финансирование. Тем не менее как один из первых образчиков цивилизованного подхода - это то, что сейчас происходит в Ревде. Там идет процесс создания туристско-рекреационной территории «Русская Лапландия», которая включит в себя Ловозерский горный массив и Хибинский горный массив в Кировске.
В Ревде уже идут работы в сфере государственно-частного партнерства. В чем суть этого проекта? Государством будет профинансирована достаточно большая сумма - 150 миллионов рублей.
На территории Ловозерского района предполагается устройство шести объектов. Первый из них - саамская деревня, стилизованная, с конференц-залом, с местами для размещения, кемпингом, музеем под открытым небом - чум, кораль и так далее.
Второй объект - на базе, к сожалению, разрушенного профилактория «Полярное сияние». Здание это инвесторы восстановят, и там предполагается разместить гостиничный комплекс на 100 мест с соответствующей инфраструктурой.
На берегу Умбозера будут построены 2 коттеджных поселка. На склоне горы Аллойв возведут горнолыжный комплекс с 4 подъемниками и, соответственно, коттеджный поселок. Деньги, о которых я сказал, пойдут на то, чтобы туда подвести коммуникации: свет, воду, канализацию.
На эту подготовленную площадку уже приходят инвесторы, которые начинают строительство инфраструктуры и готовы вкладываться дальше. Словом, как это происходит в цивилизованном мире, когда инвестор приходит на уже подготовленную площадку.
Все эти работы ориентировочно продлятся 2-3 года. Сам процесс строительства, как вы понимаете, недолог. В основном все трудности связаны с процессом согласования. Сейчас идет подготовка проектной документации.
Соответственно, достаточная работа сейчас будет проводиться по реконструкции горнолыжных склонов Кировска, по установке там современных подъемников. Надеемся, Кировск составит добрую конкуренцию Финляндии. На данный момент это один такой масштабный проект, который идет у нас в области.
Что могут предложить туристические компании северянам в рождественский туристический пик?
Вячеслав Шишов:
- Все, что можно было предложить, уже предложено не только нашей компанией, но и коллегами. К новогоднему пику компании готовятся заблаговременно, чуть ли не с начала лета.
Кто-то закупает блоки мест в гостиницах, например Финляндии. Кто-то заключает дополнительные контракты с интересными партнерами по пляжному отдыху, подыскивает какие-то изюминки.
Судя по прошлому году, предложение должно было иссякнуть, если бы не крушение такого крупного оператора, как «Капитал Тур». В связи с этим на рынке появилось очень много новогодних программ по низким ценам. У людей, которые готовились заблаговременно, появилось ощущение, что они переплатили. Хорошо, что такие события не случаются ежегодно.
Направления у нас традиционные, которые из года в год сохраняют свою популярность: Египет, Таиланд, горнолыжные альпийские курорты (Австрия, Италия, Андорра).
Относительно отдыха у наших соседей в Финляндии - это вообще вне конкуренции. Мурманчане очень любят путешествовать по Финляндии на автомобилях. В нашей компании наблюдается, например, двойной прирост за год по бронированию коттеджей в Финляндии.
Елена Черенкова:
- Я рада, что мы успешно начинаем выбираться из кризиса. Объем продаж у нас увеличился, мы вышли на докризисный уровень. Мы не стали брать на себя какие-то повышенные обязательства.
Мы являемся операторами по Скандинавии и Финляндии. Сделали 17 туров, как и планировали, на эти десять дней.
Это наши традиционные туры по Финляндии, 3-4-дневные поездки, комбинированные по Швеции и Финляндии. Задействовали в этом году финские транспортные компании, поскольку у нас не хватает современных автобусов.
Финские коттеджи однозначно пользуются очень большой популярностью.
Большое спасибо финскому консульству за то, что они открывают мультивизы, и это способствует тому, что люди могут не только ездить по турам, но и заказывать коттеджи и путешествовать на своих автомобилях.
По «Капитал Туру»: малый процент фирм, который пострадал от данного оператора. Эти разговоры уже велись год назад, и поэтому опытные фирмы понимали, что с этим оператором работать нельзя. Вообще в преддверии Нового года обязательно какая-то туроператорская компания уходит с рынка, и, к сожалению, очень мало из них уходят достойно, и тур-агентства несут какие-то финансовые потери.
Елена Гурылева:
- Мы являемся как туроператорами, так и турагентами по Кольскому полуострову. Организуем групповые поездки по нашему краю. Работаем мы не только со школьниками, но предлагаем корпоративный отдых для организаций, взрослых. Готовим новые программы на зимний период.
У нас были 3 человека по «Капитал Туру», мы проплатили за них из своих средств, потому что мы не можем сказать людям: «Разбирайтесь сами со страховыми компаниями».
Тема безопасности отдыха, бесспорно, очень важна. К сожалению, у нас в Мурманске не все фирмы имеют туроператорскую лицензию. В частности, по выезду наших туристов за рубеж. Есть у нас некоторые недобросовестные организации в туристическом бизнесе, которые отправляют группы, не имея никаких страховых финансовых обязательств.
Я не понимаю, почему у нас турист читает договор, а в нем не прописан ни туроператор, который вывозит, ни финансовые гарантии, ни реестровый номер. Я обращаюсь к нашему высокому собранию - на эту тему собраться отдельно...
С детским отдыхом надо обязательно разбираться. Потому что есть строгие рамки, как нужно вывозить детей. Должен быть медицинский работник, который имеет стаж работы со школьниками от 3 до 5 лет. У нас же вывозятся группы детей, когда так называемый турагент просто покупает индивидуально билеты в кассах и везет группу как индивидуалов. Так нельзя делать, это же дети.
Подобным образом относиться к своим туристам - это преступление. Хорошо бы пригласить не только туристические компании, но и СЭС, Рос-потребнадзор, налоговую. Это очень серьезно, потому что это касается нашей безопасности.
Есть у нас в Мурманске такие компании, и реклама у них идет, а такого нельзя делать.
Мы устраиваем все, что связано с Кольским полуостровом: Североморск, Полярный, Мончегорск, - словом, все города, которые есть на Кольском полуострове. Все нами охвачено. Мы можем любые комбинации сделать. Саамская деревня, к Деду Морозу в гости - пожалуйста. Можно зайти к нам на сайт, там все есть. Можно с ночевками организовать. В марте у нас пойдет Масленица: и блины, и уха - все это мы представляем. Стоимость тура у нас от 300 рублей - в зависимости от численности группы, от программы самого тура.
Трудностей с посещением ЗАТО у нас нет, мы делаем пропуска. Хотелось бы их побыстрее делать.
Сари Пёюхёнен:
- Это тоже было бы интересно, чтобы туристы из Финляндии смогли бы посетить эти города: Печенга, Лиинахамари, например, потому что там есть наша история.
Константин Кушнир:
- Действительно, очень привлекательны для иностранных туристов ЗАТО: Лиинахамари, Алакуртти, полуострова Средний и Рыбачий. У нас состоялось в правительстве по этому поводу совещание. Ответ от компетентных органов прозвучал так: если будут паспортизированы маршруты, а туристическая компания имеет все документы на право работы с интуристами, маршрут прописан, получены соответствующие рекомендации от служб, обозначена нитка маршрута, места, время посещения, то любые территории могут быть открыты.
Работа в этом направлении активно ведется. Пока не будет соответствующего регламентирующего документа, турфирмы не смогут включать такие маршруты, потому что взять деньги с людей и не выполнить тур - это было бы некорректно.
Вячеслав Шишов:
- Хотелось бы отдельно затронуть тему снегоходов. Снегоходные туры у нас могли бы получить развитие...
Константин Кушнир:
- Согласен, но сейчас очень усложнены отношения в связи с принятием нового Лесного кодекса. Уже есть данные, что количество фирм, занимающихся активным отдыхом, сократилось вдвое. Есть предложение - создать регионального оператора, который взял бы на себя решение всех вопросов. Потом этот оператор будет предлагать свои услуги по разумным расценкам другим фирмам.
Вячеслав Шишов:
- Я немного о другом. Я говорю про дороги для снегоходов. Неужели лесхозу трудно, например, нарисовать на карте дорогу - вот здесь катайтесь?..
Константин Кушнир:
- Для этого маршрут надо легализовать, сделать саму дорогу.
Вячеслав Шишов:
- Зачем? Дорогу нужно просто обозначить на карте. Дорогу делать не надо. Вообще с владельцев снегоходов деньги берут в качестве транспортного налога, а дорогами не обеспечивают. Вот в чем казус. Можно же нарисовать вокруг города вот такую петельку - вот здесь можно кататься.
В Финляндии, Сари, все же есть снегоходные дороги?
Сари Пёюхёнен:
- Да, конечно же, есть. Даже незаконно ездить за пределами этих дорог.
Константин Кушнир:
- Для того чтобы строить какую-то трассу, маркировать ее, она должна быть востребована. Вот, например, между Ловозером и Краснощельем существует такая трасса.
На снегоходах ездить по дорогам общего пользования нельзя. Вернее, ездить можно, но если ты поедешь на снегоходе, то вследствие этой песчаной подсыпки ты его просто убьешь.
Вообще здесь много вопросов. Например, в плане страховки. В случае аварии страховой случай наступает, лишь когда она произошла на дороге общего пользования, по которым ездить на снегоходе нельзя...
В правовом поле здесь нужны изменения на федеральном уровне. Вячеслав Анатольевич не упомянул то, что любой человек, садящийся на снегоход, должен иметь специальное удостоверение тракториста-машиниста.
Бились мы в свое время и добились того, что гид туристической компании имеет удостоверение инструктора, и тогда это будет учебная езда. Мы ставим вопрос перед Гостехнадзором, чтобы легализовать любых лиц, имеющих любое удостоверение по управлению транспортным средством. В перспективе в легализованной группе должен быть инструктор, и этого было бы достаточно для использования снегоходов.
На самом деле вопросы эти обозначены, и будем надеяться, что их удастся решить.
Помимо снегоходов есть и такой элемент, как морская рыбалка. На данный момент этот сегмент успешно развивается по Терскому району. В Кузреке есть несколько домиков, где есть эта рыбалка. На Баренцевом море успешно работает фирма «Ярус» и на полуострове Немецком. Направление это, конечно, перспективное, однако, по большому счету, этот сектор активного отдыха в доступности уикенда сейчас недостаточно раскручен. Такой услуги в данное время просто нет в Мурманске.
Достаточно сложно по времени и по количеству действий - это официальное оформление выхода в море...
Вячеслав Шишов:
- В режиме уикенда это сделать достаточно сложно...
Константин Кушнир:
- В том же Лиинахамари, где уже нет базы ПСКР, все равно нужно делать запрос на выход в море.
Застрять на Новый год на границе...
Сари Пёюхёнен:
- Пользуясь случаем, хотелось бы рассказать об общей обстановке. Может быть, вы знаете об этом: граждане России в этом году получают в Мурманском отделении консульства Финляндии на 10000 виз больше, чем в прошлом году.
Каждый день Мурманское отделение консульства получает 100-300 заявлений на визу. И в ноябре - декабре даже более 600 заявлений в день. Консул Мартти Руококоски хотел бы пожелать, чтобы все, кто планирует провести новогодние праздники в Финляндии, подавали заявления на визу заблаговременно. Если заявление получено перед самым Новым годом, будет сложнее оформить визу к желаемому сроку.
Такой поток русских туристов - это очень позитивный момент. Мы, финны, очень радуемся, что возрастает количество туристов из России в Финляндию. Но пробки - это, конечно, проблема, и никто их не любит. Мы хотим, чтобы проблем не было.
Не надо бояться, что какие-то проблемы возникнут... Пожалуйста, скажите ваши даты, когда предполагается пик, и будет введено дополнительное количество персонала...
Елена Черенкова:
- С финской стороны никаких проблем. Особенно когда финны видят, что идут дети - они не проверяют. Проблемы есть с нашей стороны. Хотя, правда, в последнее время тоже заметны изменения к лучшему. Но часто зависит от человеческого фактора, от того, какая смена дежурит.
Сари Пёюхёнен:
- Финляндия хочет, чтобы все это было без виз. Это, конечно, произойдет не в этом году, но желательно, чтобы это произошло. Приезжайте к нам. После Нового года, после Рождества будут хорошие скидки, как это вы знаете. Распродажа в магазинах начинается 27 декабря и продолжается примерно до половины января. В этом году очень много снега. Горнолыжные курорты готовы.
Но чтобы не возникало недоразумений, мы бы хотели напомнить о некоторых наших правилах.
Таможня Финляндии напоминает всем российским водителям о необходимости использования зимних шин. Применение зимних шин обязательно для всех автомобилей в период с 1 декабря по 28 февраля. Таможня также напоминает, что для детей в автомобиле должно быть установлено специальное удерживающее устройство. За исключением такси, запрещено перевозить детей до трех лет в легковом, грузопассажирском или грузовом автомобиле, в котором нет возможности установить специальное приспособление для перевозки детей, определяемое по весу ребенка. Наиболее безопасным для малыша является автокресло, в котором он сидит спиной по направлению движения.
Всем водителям также необходимо знать, что в Финляндии запрещено не только пользоваться антирадаром, но и провозить его в автомобиле (даже если он закрыт). Более подробную информацию по управлению автомобилем в Финляндии можно найти на сайте: http://www.liikenneturva.fi/www/ru/index.php
Поздравляю всех россиян с Рождеством и с Новым годом!