Продолжая разговор о формировании сексуальности, хочется сказать, это составляющая часть формирования личности. А формирование личности сложный и длительный процесс. В нем сплетаются биологические и социальные факторы, которые создают индивидуум.
Человек проходит этапы развития, которые заложены природой, и в то же время находится под влиянием общества, в котором живет.
Либидо, бессознательная биологическая потребность, формируется в несколько этапов. И на каждом подвергается воздействию той культуры, в которой развивается человек.
В возрасте 7-10 лет возникает платоническое половое влечение - появляется интерес к лицам противоположного пола, часто не носящий осознаваемого сексуального характера (детская влюбленность), желание быть с ними вместе, духовно общаться, желание привлечь их внимание, перерастающее в желание нравиться и кокетливое поведение. Оно особенно выражено у девочек.
Эротическое половое влечение - желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки и лишь позже возникает сексуальное влечение - влечение к половому акту, это более свойственно мужчинам.
Для большинства же девушек 16-18 лет характерны чувство влюбленности, стремление к поиску друга-поклонника, мечты о встречах, прогулках, платоническом ухаживании, а не о половой близости.
Кроме формирования либидо, под воздействием окружения ребенок проходит различные стадии полоролевого развития, и на это стоит обратить внимание родителям.
Выделяют три важнейших этапа психосексуального развития ребенка (они во многом совпадают с периодами формирования либидо, предложенным Г.С. Васильченко и его коллегами) [Справочник «Сексопатология», 1990 г.].
1-й этап. Формирование полового самосознания: начинается с первых месяцев жизни и длится до 2–4 лет - у ребенка появляется понимание, чем отличаются люди разного пола, и определяется, какого пола он сам.
На этом этапе выделяют две фазы.
Первая фаза (выработка установки): осознание собственной половой принадлежности и пола других людей, в первую очередь по внешности (как выглядят и одеваются люди разного пола и как одевают самого ребенка) и по отношению к ребенку окружающих (как его называют, как к нему относятся и оценивают).
Вторая фаза (научение и закрепление установки): формирование стойкого понимания того, чем отличаются люди разного пола и какого пола сам ребенок – по строению тела (в первую очередь половых органов), по тому, как его воспринимают окружающие, какую модель поведения поддерживают и т. д.
Родителям нужно подчеркивать пол своего ребенка и показывать, чем он похож на детей своего пола и чем отличается от представителей противоположного.
2-й этап. Формирование половой роли в соответствии со своим полом: наступает примерно с 2–5 лет и длится примерно до 7–10 лет.
Ребенок усваивает модели поведения и общения, которые соответствуют его полу: «Мальчики/девочки так себя ведут/не ведут».
Первая фаза – выработка полоролевых установок: понимание отличий между мальчиками и девочками по поведению и поступкам, по отношению окружающих и т.д.
Вторая фаза – научение полоролевому поведению, что происходит в первую очередь в играх. Игры мальчиков отличаются от игр девочек. У мальчиков преобладают более активные и агрессивные варианты игр – бои, турниры, то есть они носят соревновательный характер; у девочек же игры более спокойные, сюжетные – «про жизнь».
Считается, что если ребенок к 5–7 годам уже описывает (по-детски) свою будущую семью с партнером противоположного пола и детьми, то риск возникновения проблем с ориентацией в будущем практически близок к нулю независимо от влияния внешних факторов.
3-й этап. Формирование психосексуальных ориентаций, обусловливающих выбор объекта полового влечения и форм его реализации.
Это период, когда по мере взросления ребенок учится выбирать человека, который ему нравится, и строит с ним отношения от романтических до сексуальных.
Этот этап наступает примерно в 7–11 лет и длится до 18– 20 лет (максимум – до 25 лет).
И здесь мы снова возвращаемся к формированию либидо.
Первая стадия (чаще с 7 до 11 лет) – формирование и реализация платонического либидо. Сначала идет фаза первой осознанной влюбленности, платонических мечтаний и фантазий.
Затем наступает фаза реального ухаживания, романтического общения (переписка, подарки, дружба, помощь).
Вторая стадия (чаще с 11 до 15 лет) – формирование и реализация эротического либидо. Здесь тоже имеются свои фазы: сначала у подростка появляются эротические фантазии (мечты о прикосновениях, объятиях, поцелуях, ласках). Но пока еще нет осознанных мыслей о сексуальных отношениях. Затем наступает реализация того, о чем он мечтал в первой фазе, в том числе первые объятия и поцелуи, эротические ласки и игры.
Третья стадия (чаще с 16 до 20 лет) – формирование и реализация сексуального либидо. Далее наступает начало половой жизни.
На каждом этапе происходят очень важные события. Сбой на предыдущем этапе влияет на все последующие, и чем раньше происходит сбой, тем тяжелее последствия.
Поэтому очень важно, чтобы родители активно отслеживали изменения, происходящие у ребенка, и если что-то идет не так, то вовремя вмешивались в ситуацию самостоятельно (лучше, если это делает родственник одного с ребенком пола) или с привлечением специалистов.
Мы, люди, существа социальные. И морально-нравственные качества имеют чрезвычайно важную роль в нашей жизни.
В отличие от животных, у человека формируется высокое чувство любви. В его возникновении помимо полового влечения участвуют и нравственные качества. В формировании может участвовать и инстинкт материнства, удовлетворение от возможности преодоления одиночества, альтруистическое чувство удовольствия от возможности заботы о другом существе и т.д., поэтому чувство любви в широком смысле слова может быть доступно даже человеку, равнодушному в половом отношении.
В процессе семейной жизни на смену влюбленности приходит глубокое чувство взаимной привязанности, взаимного привыкания.
Но даже самые гармоничные пары не застрахованы от проблем интимной жизни.
В любом возрасте у женщины могут возникнуть проблемы сексуальных взаимоотношений, в основе которых лежат заболевания, которые решить самостоятельно она не в силах. Поэтому помощь специалиста поможет сохранить сексуальную функцию, укрепить семью, вернуть удовольствие и уверенность в себе.
Я веду прием гинеколога-сексолога, помогаю женщинам разобраться в причинах возникшей проблемы. Обучение сексологии я проходил у известного в России сексолога Булаха А.П., чьи труды я использовал при написании этой серии постов.
Больше информации о женском здоровье в моих социальных сетях: vk.com Андрей Галенко и vk.com/public Гинеколог Галенко Андрей Григорьевич, t.me Гинеколог Сексолог Андрей Галенко, youtube.com Гинеколог Андрей Галенко.
Всем не болеть!