17.02.25
 

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Мурманский рыбный порт — впереди много работы

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Мурманский рыбный порт — впереди много работы

Почти сто лет назад в рыбной индустрии страны произошло важное событие. Было выбрано новое место для береговой базы судов, ведущих промысел в северной Атлантике и в западной части Северного Ледовитого океана. Старый добрый Архангельск стал явно маловат для быстро развивающегося тралового флота.

Рост объемов круглогодичной добычи рыбы требовал мощной береговой инфраструктуры. Семёновская бухта, на берегу которой строился Мурманск, полностью соответствовала условиям развития рыбной промышленности. В отличии от реки Двина, Кольский залив зимой не замерзает, до основных районов промысла в Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях на сутки хода ближе, железнодорожное сообщение с центром страны есть, социальная инфраструктура и трудовые ресурсы в наличии.

Создание будущего рыбного порта началось в 1926 году. Береговое подразделение Мурманской Траловой базы Севгосрыбтреста, ответственное за разгрузку, обеспечение стоянки и снабжение рыболовных судов, прибывших из Архангельска, к концу 1927-го построила первую деревянную причальную линию для одновременной обработки 5 траулеров. После этого шло непрерывное строительство: дноуглубительные работы, засыпка полосы обсушки, создание новых гидротехнических сооружений. На базе увеличивали площади для хранения грузов, длину железнодорожных путей, внедряли механизацию для разгрузки и транспортировки рыбы. В результате на созданном фундаменте береговой конторы Тралбазы в 1934 году официально родился новый рыбацкий порт.

Фотоархив ОАО «Мурманский морской рыбный порт» 

Основными функциями Управления рыбного порта Мурманского госрыбтреста «Мурманрыба» были:

 

  • эксплуатация гидротехнических и береговых сооружений, а также служебного, вспомогательного и технического флотов;
  • содержание подъездных путей, водоснабжения, паропроводного хозяйства, освещения;
  • поддержание в судоходном состоянии портовых вод и дноуглубительные работы;
  • содержание в исправности портовых огней и предостерегательных знаков;
  • капитанская служба и портнадзор, выдача судовых документов, руководство движением судов в порту, санитарный надзор;
  • контроль за выполнением требований Регистра СССР к рыболовным и транспортным судам, выполнения ими правил и инструкций, касающихся судоходства и мореплавания;
  • обслуживание рыболовных и транспортных судов с выполнением всех операций по буксировке, выгрузке и хранению груза, а также снабжению углем, паром, электроэнергией и водой.

 

Вызывает уважение уровень профессионализма советских руководителей, сформулировавших функции создаваемого подразделения при издании приказов по организации порта.

С течением времени к Мурманскому морскому рыбному порту были приписаны береговые пункты Баренцева моря: Териберка, Порчниха, Харловка, Сайда-Губа, Тюва-Губа и Порт Владимир.

Наше время

Прошли десятилетия. Менялись поколения людей, условия жизни, и даже перевернулся на 180 градусов общественно-политический строй. А трудовой коллектив орденоносного рыбного порта, несмотря ни на что, до сих пор работает, выполняя изначально поставленные задачи.

Фотоархив ОАО «Мурманский морской рыбный порт»

Прошедший год дал портовикам повод для хорошего настроения. Показатели достигли рекордных отметок. Обработано 402 судна. Грузооборот — 418,2 тыс. тонн, в том числе: рыбная продукция — 278,2 тыс. тонн; нефтепродукты — 129,1 тыс. тонн; прочие грузы — 10,9 тыс. тонн. По перевалке рыбы установили лучший результат с 2010 года. По общему грузообороту — с 2006 года.

В целом жизнь налаживается. В этой связи для понимания происходящего интересно вспомнить о том, что происходило с ключевым предприятием рыбной отрасли в последние десятилетия.

Мурманский рыбный порт в период развитого социализма

Крупнейший рыбный порт в мире. Шесть тысяч работников. В семидесятые в среднем ежегодно: морской грузооборот составлял 2 млн. тонн, из них более миллиона тонн рыбная продукция; обрабатывалось 3,5 тыс. рыболовных и транспортных судов; количество загружаемых рыбой железнодорожных вагонов — 100 тыс. единиц. В порту работало 70 кранов и более 200 единиц различного перегрузочного оборудования. Мощный портовый флот — 75 судов, включая 27 буксиров, 8 танкеров, несколько нефтеналивных судов для хранения топлива, портовые бункеровщики, нефтемусоросборщики, мотоботы, патрульные, пассажирские, лоцманские и пожарные катера, водолазная группа.

Пик производственного успеха пришелся на восьмидесятые годы. Руководил коллективом специалист, который после профильного института всю свою жизнь отдал предприятию, прошёл путь от стивидора, диспетчера, начальника грузового района до начальника порта. Соответственно и команда управленцев подбиралась строго по опыту работы, наличию отраслевого образования, и само-собой, с учетом личных способностей и качеств. Поэтому успехи впечатляли. А ведь в сравнении с нынешним временем масштаб задач тогда был гигантский. Порт являлся главной береговой производственной площадкой и транспортно-логистическим центром всех предприятий Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Севрыба», отвечавшего за добычу рыбы в трех океанах и её отправку по всей территории Советского Союза.

Предельный показатель грузооборота Мурманского морского рыбного порта 3,3 миллиона тонн был достигнут в 1990 году.

Испытания реформами

Социализм закончился. Партийная плановая экономика развалилась. Из экономических соображений теперь уже частный рыболовный флот вынужден был уйти из дальних районов Мирового океана, сконцентрировавшись в российской исключительной экономической зоне. Вылов рыбы рухнул. Рыночные реформы фактически оставили коллектив порта без работы. С 1991 по 1995 грузооборот снизился в шесть раз, производственные мощности были загружены на 13%. Росла кредиторская задолженность, копились долги по налогам, месяцами не выплачивалась заработная плата. Денег не было — выживали только за счёт бартерных сделок. В декабре 1994 года предприятие признали неплатежеспособным.

Путь к возрождению порта был долгим и трудным. После пяти лет целенаправленных усилий появились скромные успехи. В 2000-м производственные мощности были загружены уже на 26%. К концу 2001-го порт, еще недавно стоявший на краю экономической пропасти, погасил все долги в бюджеты различных уровней. В 2003 году предприятие вывели из-под наблюдения Федеральной службы по финансовому оздоровлению. С 2001 по 2005 работали уже с прибылью. Это было хорошее время.

Справка за 2004 г.

Мурманский морской рыбный порт — современное высокомеханизированное предприятие, специализированное на перегрузке грузов рыболовных судов и транспортных рефрижераторов. В структуре предприятия находятся:

 

  • перегрузочный комплекс;
  • нефтеперегрузочный комплекс;
  • портовый флот;
  • железнодорожное хозяйство;
  • автоматическая телефонная станция;
  • санитарно-экологическая лаборатория;
  • энергохозяйство;
  • навигационная камера;
  • учебный центр;
  • ремонтно-строительное управление.

 

Имеются холодильные емкости на 16 тыс. тонн единовременного хранения рыбной продукции, контейнерная площадка, складские помещения, склад соли, склады картонной тары. Погрузо-разгрузочная техника: 31 портальный кран, 1 железнодорожный кран, 2 автомобильных крана, 66 единиц электропогрузчиков, 12 автопогрузчиков. На территории порта осуществляют свою деятельность предприятия береговой рыбопереработки, организации снабжения и технического обслуживания судов рыбопромыслового флота.

2005 г.

Радость была недолгой. Летом 2005 года поменяли руководителя. Пришел абсолютно «непрофильный» человек. Главный «фокус» года — в долгосрочную аренду сданы нефтебаза и железнодорожная станция рыбного порта. Результат — исчезла выручка от перевалки нефти и нефтепродуктов, а это более половины доходов порта. B 2006 году снова образовался убыток более 80 миллионов рублей, кредиторская задолженность увеличилась в пять раз. Рабочие были уверены, что предприятие опять сознательно ведут к банкротству.

2007 г.

В этом году снова сменили руководителя. Пришел федеральный чиновник. Переломным стал 2008 г. — удалось сработать с положительным финансовым результатом. Задолженность по заработной плате была ликвидирована. В 2009 году трудовой коллектив наконец-то впервые за много лет получил премию. Порт возобновил исполнение социальных обязательства перед своими работниками. Тем не менее, в 2011 году договор аренды нефтебазы и железнодорожной станции рыбного порта был продлён аж до 2040 года. Кто-то, видимо, «хорошо» посчитал, и решил, что это «непрофильный актив». В эти годы происходила активная распродажа недвижимости, включая социальные объекты, а также судов портофлота.

2015 г.

Предприятие продали частным лицам. Рулить портом стали коммерсанты. Эта история закончилась совсем печально во всех отношениях.

2022 г.

Порт вернули государству.

2024 г.

Юбилей — 90 лет Мурманскому морскому рыбному порту, год рекордов.

2025 год — новая страница в истории порта

Жизнь в главной рыбацкой гавани Севера набирает обороты. Порт адаптировался к новому времени. Восстановлен диалог с рыбопромышленниками. Более двухсот судов Мурманской, Архангельской, Калининградской областей, Ненецкого автономного округа и Республики Карелия ежегодно добывают в северных морях до 1 млн. тонн различных видов рыб, таких как атлантическая треска, пикша, морские окуни, мойва, сайда, сельдь, скумбрия, путассу. Значительная часть рыбной продукции доставляется в Мурманский морской рыбный порт.

С 2024 года предприятием руководит специалист с 20-летним стажем работы в морских стивидорных компаниях. Это само по себе важно. Ведь портовики — народ особый, сразу чувствуют своего, а значит доверяют. Формируется команда профессиональных управленцев, настроенных на развитие порта как цельного многофункционального предприятия. Возвращается разбазаренное имущество. Подготовлена стратегия развития и варианты реконструкции грузовых районов. Осуществляется текущая работа по обновлению парка погрузо-разгрузочной техники, модернизации складского хозяйства, вводу в эксплуатацию новых перегрузочных участков. Реализуются социальные проекты для работников и членов их семей, на постоянной основе организована профессиональная ориентация мурманской молодёжи.

Фотоархив ОАО «Мурманский морской рыбный порт»

Особое внимание уделяется ветеранам — портовики уважают свои традиции.

Стратегический путь развития сохраняется с 1934 года — комплексное обслуживание судов рыбопромыслового флота. Хотя, не в ущерб главному, можно дополнительно обрабатывать и другие виды грузов, в первую очередь для арктических территорий. Последние два года предприятие работает с прибылью, одна часть из которой отдаётся государству, а другая направляется на решение технических, экономических и социальных программ.

Настроение

Работники рыбного порта хорошо знают историю своего предприятия и гордятся ею. Поэтому им было больно смотреть на то, что происходило у них на глазах в последние два десятилетия — «рукотворное» разграбление их родного дома. Теперь времена поменялись. К коллективу вернулась уверенность в своих силах и в том, что жизнь, как и раньше, можно прочно связывать с Мурманским морским рыбным портом. Впереди много работы. Рабочие люди поверили в настоящее и будущее. А разве не это самое главное.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

18:23«Сила джаза» отправит заполярных музыкантов на московскую сцену

17:42Квартиру с библиотекой, сауной и римскими колоннами продают в Мурманске за 25 млн

16:54Мурманчанин перевел на «безопасный счет» мошенников автомобиль и 2,5 млн рублей

15:43ЛЭП есть, света нет: подключить участки многодетных в Мурманске не могут с июля

15:19Жители Мурманской области перевели в прошлом году на чай более 22 млн рублей

14:09Обвиняемых в аварии с поездом «Мурманск — Санкт-Петербург» железнодорожников могут выпустить из СИЗО

13:45Почти 1 тыс. школьников Мурманска проводят каникулы в оздоровительных лагерях

13:32В Апатитах 11-летний ребенок попал под колеса авто из-за сколького тротуара

13:29Артисты Драмтеатра предлагают выпить игристого и спеть хиты о любви

12:23В Апатитах трое человек умерли от передозировки мефедроном

11:55Автоколонна из Туманного застряла в снегах

11:19Работники мурманского завода с октября не получают зарплату

10:00АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Идея стучится сюда, запремте-ка дверь, господа!

09:36В Териберку по закрытой дороге отправят четыре колонны с автобусами

09:04Циклоническая депрессия принесет в область осадки и небольшой ветер

18:28Пирог с брусникой: затмит любой торт — настоящее произведение искусства

18:21До какой степени можно экономить на продуктах: что себе позволить — а без чего можно прожить

18:03Новолуние запустит цепочку трансформаций — 2 знака Зодиака узнают секрет счастья: уже в конце февраля

Все новости