Этому онежскому помору, династия которого насчитывала не одно уже поколение, пророчили большое будущее как морехода, так и учёного. Слава настигнет его в двадцать один год, когда он, в качестве исключения, будет зачислен в норвежский национальный экипаж судна «Фрам» для исследования районов Северного полюса под руководством Руала Амундсена. Звали молодого моряка — Александр Кучин.

Александр Кучин 1909 год, источник: wikipedia.org
Опытный моряк
Молодой по возрасту Александр к тому моменту был уже опытным моряком. Ещё в детстве он ходил с отцом, Степаном Григорьевичем, на Мурман. Также ходил в Карское море, на Шпицберген, Новую Землю. Очень часто бывал в Норвегии, где изучал язык и шкиперское дело. Тогда он увлечённо читает о путешествиях Фритьофа Нансена, о северных морях и Северном полюсе. Летом 1904 года Кучин работал в Териберке из которой писал: «…Я прибыл сюда 4 июня. 6 июня был на борту парохода с 3 часов утра до 2 дня. Погода была такая мерзкая, что невозможно было смотреть против ветра. Шёл снег и дождь, ужасно штормило. Сегодня мне также пришлось стоять у руля, но погода прекрасная, вода блестит. В свободное время я хожу в долину, там нет ни одного дерева. Повсюду видны только камни. В воскресенье я ходил в русскую церковь. Это бедная церковь, но я был так доволен…»
Отсюда он пишет заявление на поступление в Архангельское торгово-мореходное училище на мореходное отделение, но через год занятия в училище прекратились. Дело было в разгар Первой русской революции 1905–1907 годов. Ученики училища потребовали реформ, организовывали сходки, бойкотировали занятия, поэтому педагогический совет решил закрыть училище на неопределённый срок и считать всех учеников уволенными. Многим ученикам училище помогло устроиться на морскую практику. Александра направили в Архангельско-Мурманское пароходство, но тот, даже не узнав об этом, отбыл на Мурман, в Александровск, чтобы попасть в научно-промысловую экспедицию, но опоздал. Пришлось перебраться в Норвегию, где находилось судно отца.
Смутное время
Дыхание революции не прошло мимо Кучина. В городе Вардё юноша познакомился с русскими политическими эмигрантами и стал помогать им в издании газеты и доставке нелегальной литературы в Россию. Возвращаясь в сентябре 1906 года на учёбу в Архангельск, он был задержан на таможне. У него были конфискованы патроны и переписка революционного характера. Однако на голосовании преподавателей большинство проголосовало за оставление талантливого ученика в училище, правда, без стипендии и бесплатного обучения. Кучин не подвёл учителей и закончил училище с золотой медалью. После получения диплома штурмана дальнего плавания Александр Кучин снова уезжает работать в Норвегию. Кстати, двумя годами ранее, в 1907 году, в том же издании «Помор», с которым сотрудничал Кучин, вышел норвежско-русский словарь за его авторством. Он был достаточно популярен в своё время, и отец Александра жаловался в письме, что распродал все экземпляры, даже не оставив себе, а в магазинах его невозможно уже найти. Тираж словаря составлял 2000 экземпляров.
Связи в науке
Теперь же Кучин, увлечённый океанографией, заводит знакомства в научной среде, в частности с известным норвежским гидробиологом доктором Иоганном Иортом. Тот рекомендует молодого русского профессору Б. Хелланду-Хансену, руководившему биологической станцией в Бергене. Вскоре Кучин становится ассистентом Хелланда-Хансена, работает в лаборатории. Хелланд-Хансен впечатлён своим талантливым и перспективным учеником. Александр определяет солёность воды, замеряет её температуру, вычисляет течение, определяет возраст рыб и проводит другие исследования. В это время произошло знаковое событие в жизни Кучина: он знакомится со своим кумиром — с прославленным путешественником Фритьофом Нансеном. И уже по рекомендации Хелланда-Хансена и Нансена Александр Кучин представлен Руалю Амундсену, который готовит экспедицию к Северному полюсу. Продолжение следует…
