Во вторник, 22 февраля, на базе рудника «Северный» Кольской горно-металлургической компании состоялся конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии «машинист погрузочно-доставочной машины» ОАО «Кольская ГМК».
Мастер учебного полигона рудника «Северный» Алексей Комаров рассказал журналистам, что раньше лучший работник по той или иной профессии выявлялся руководством рудника исходя из личных наблюдений за работниками. Победители, естественно, отмечались. «Теперь мы ставим всех специалистов в равные условия: люди показывают на что они способны, - поясняет Алексей Александрович, - а уже специальная конкурсная комиссия (фото 2) решает, кто из ребят, которые решили посостязаться с коллегами, действительно лучший в своей профессии по конкретным критериям. Конкурс профессионального мастерства - это достаточно удачная попытка возродить старые добрые традиции на производстве, когда подобного рода состязания среди коллег проводились достаточно часто».
Мастер полигона рассказал, что конкурс состоит из трёх частей: теоретической и двух практических. На первом этапе участникам, которых было 13 человек, предлагалось пройти тест, состоящий из 35 вопросов по технике безопасности, эксплуатации машин и прочих, ответы на которые должен знать каждый работник, ежедневно спускающийся под землю.
После теории конкурсанты приступили к выполнению практического задания. Им предстояло погрузить горную массу в ковш ПДМ (фото 5), переместить её по заданному маршруту, выгрузить и вернуться на исходную позицию, правильно припарковавшись. С заданием справились все, но ошибок избежать не удалось никому. Кто-то задевал ограждения при вхождении в поворот, кто-то ковш загрузил не полностью, что приводит к лишнему расходу горючего, некоторые из конкурсантов не смогли точно припарковаться, выехав за допустимую линию, а у кого-то не совсем хорошо шло вождение - пробуксовка колёс. А вот горную массу никто не просыпал.
Маневры, которые приходилось выполнять участникам конкурса на весьма ограниченном пространстве, по сложности можно сравнить с попыткой пройти в узкую дверь вместе со шкафом в руках. Ведь водителям мощных погрузочных машин приходится маневрировать с полным ковшом руды на небольшом пятачке и проезжать в тоннели, которые чуть шире самой ПДМ. Но конкурсанты умело и профессионально управляли многотонной машиной. Другое дело, что во время конкурса некоторые водители умудрялись двигаться в узких проходах рудника с изяществом гоночного болида во время прохождения сложной трассы.
После того как последний участник перевёз последний ковш руды, и в штреке воцарилась непривычная после постоянного рычания двигателя машины тишина, конкурсная комиссия приступает к подсчёту результатов первого этапа: теста и практического задания. Это было нелёгкое решение, так как им пришлось из 13 человек выбрать только четырёх, которые продолжат состязания за звание лучшего по профессии.
Пока комиссия сверяла и сопоставляла свои записи, конкурсанты решили попить горячего чая. Отдыхая, они обсуждали сложности прошедшего этапа, при этом на их лицах не было заметно волнения. Кстати, некоторым из них пришлось после ночной смены сразу же пойти на конкурс.
30-летний Алексей Зисличкис (фото 3) во время перерыва рассказал, что на руднике работает уже 6 лет, из них 3 - машинистом погрузочно-доставочной машины. «До этого я работал электриком на 7-м участке рудника, но работать на машине мне понравилось больше, вот и решил попробовать. Перевёлся на этот участок. Не жалею ни капли, - замечает Алексей Владимирович, - тем более, что у меня тут брат работает и тоже машинистом. У нас работа на руднике вообще чуть ли не семейная традиция. Мать также была связана с горно-металлургической промышленностью».
Эврипид Геронтиди (фото 4) из 9 лет работы на руднике 5 провёл за рулём погрузочно-доставочной машины. Как он признался, особой сложности в конкурсных заданиях не видит. «Это наша обыденная работа, которую мы выполняем ежедневно и должны делать её хорошо, - рассказывает Эврипид Эврипидович. - Если машину знаешь на все пять, чувствуешь её норов, тогда все сложности отходят на задний план. Для меня вообще управление ПДМ похоже на компьютерную игру: управляешь транспортным средством при помощи джойстиков. Тест также не показался мне сложным: там в большей степени были вопросы по технике безопасности, но мы и это должны знать, как «Отче наш».
После непродолжительного совещания комиссия сообщила результаты: во второй этап конкурса вышли Геннадий Парамонов, Константин Иванов, Владимир Дудник и Эдуард Ковалёв.
Финальный этап предполагал уборку проходческого забоя при помощи погрузочно-доставочной машины. От конкурсантов также требовалось переместить горную массу с одного места на другое, но уже без прохождения маршрута - только поворачивая машину на узком пятачке.
Когда все участники справились с выполнением этого задания, конкурсная комиссия вновь склонилась над бумагами, выполняя подсчёты баллов, которые набрали машинисты из великолепной четвёрки.
По итогам всех этапов конкурса победителем и обладателем звания «Лучший по профессии «машинист погрузочно-доставочной машины» стал Владимир Дудник (фото 1).
Кстати, Владимир Савельевич перед началом конкурса говорил, что рассчитывает попасть в финальную четвёрку, но занять максимум четвёртое место, поэтому эта победа для него стала крайне неожиданной. «Но я, конечно, рад, что стал победителем. Все ребята были достойными соперниками. Мы вместе приходили сюда на полигон тренироваться перед конкурсом. Я как и все готовился к теоретической части. Не знаю, как так вышло, что победил именно я, - говорит Владимир Дудник. - Могу лишь догадываться, что победу мне подарил последний этап по зачистке забоя - там я постарался на славу».
Лучший машинист первым попрощался со зрителями и товарищами по работе: пойду быстрей домой к жене и ребёнку, хочу порадовать их своей победой.